№ 56 Февраль 2009

Детско-юношеская газета "Четвертое Измерение"

ПРОБА ПЕРА - 2009

1

В январе на базе Межшкольного учебного комбината г. Пензы, в День российской печати, состоялось торжественное награждение победителей областного творческого конкурса начинающих журналистов "Проба пера". Шесть зареченских старшеклассников стали победителями в различных номинациях конкурса:

  •   "Мой ровесник" - Екатерина Рузайкина, Центр "Лад",
  •   "Хочу рассказать" - Андрей Ключник, МУК, "Четвертое измерение",
  •   "Хочу поделиться" - Светлана Логинова, МУК, "Четвертое измерение", Дарья Канакина, ДООЦ, "Исток",
  •   "Под знаком школы" - Екатерина Белова, ДООЦ, "Исток",
  •   "Юнкор-инфо" - Ринат Еникеев, МУК, "Четвертое измерение".

Победители получили дипломы и ценные подарки.

Поощрительные призы были вручены Ирине Назаровой (Центр "Лад"), Анне Волковой (ДООЦ, "Исток") и пресс-центру школы № 224.

Редакция детско-юношеской газеты "Четвертое измерение" поздравляет победителей и желает творческих успехов!

ВПЕРЕДИ - ЛИЦЕИСТЫ!

В конце декабря минувшего года в городе проведен II -ой тур традиционной Всероссийской олимпиады школьников. Лицеисты приняли активное участие практически во всех наиболее значимых предметных олимпиадах: по математике, физике, информатике, химии, биологии, русскому языку, литературе, истории, английскому языку, экологии.

Следует по праву считать высоким достижением ребят, занявших первые места в двух предметных номинациях. Так, 11-классник Илья Егоров стал победителем по математике и физике; девятиклассница Наталья Урусова - по математике и литературе, восьмиклассник Михаил Разживин - по математике и физике; девятиклассница Юлия Тереховская - по химии и биологии.

Но абсолютным победителем городской олимпиады, без сомнения, следует считать ученицу 10 класса лицея Евгению Валиахметову, которой удалось стать лучшей по городу в трех предметных номинациях: по русскому языку, литературе и английскому языку.

Поздравляем!

Алина Филиппова

ПОБЕДЫ НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ

С 28 по 30 января 2009 года в Пензе прошел III областной этап Всероссийской олимпиады школьников, в котором приняла участие команда учащихся Заречного в составе 86 человек.

Наши ребята приняли активное участие в творческом состязании по 12 основным предметам: истории, биологии, экологии, математике, физике, химии, ИВТ, литературе, русскому языку, иностранному языку. В 11-ти дисциплинах они вошли в число победителей и призеров. Наиболее успешно выступили юные знатоки биологии.

Победителями на этот раз стали следующие учащиеся: Наталья Щербина, лицей № 230, 9 кл.(биология); Роман Марыгин, лицей № 230, 10 кл.(биология); Алексей Агапов, лицей № 230, 11 кл.(биология); Анастасия Ащепкова, лицей № 230, 11 кл.(экология); Ирина Карпычева, школа № 221, 11 кл.(математика); Анна Шустикова, лицей № 230, 10 кл.(физика); Александр Кочнев, лицей № 230, 10 кл.(химия); Ксения Казеева, школа № 221, 10 кл.(литература); Николай Шевляков, лицей № 230, 11 кл.(ИВТ).

Призерами областных олимпиад стали 32 зареченских школьника (9 дипломов первой степени), 10 учеников награждены грамотой Министерства образования Пензенской области.

Теперь учащиеся, добившиеся лучших результатов, будут направлены для участия в последующих этапах Всероссийских олимпиад, которые состоятся через 2 месяца.

Удачи вам, зареченские школьники!

Редакция "ЧИ"

МОЛОДЫЕ ЛИТЕРАТОРЫ СНОВА ЛУЧШИЕ

5 февраля в Литературном музее г. Пензы состоялось торжественное награждение победителей XI областного конкурса юных поэтов и прозаиков имени А.А. Сазонова. (Кстати, конкурс проходит раз в два года!). Из огромного числа детских работ (1024) жюри выбрало самые интересные "живые" и трогающие не только воображение, но и душу.

Делегация из Заречного, хоть и была немногочисленной (всего 3 девушки и один сопровождающий - Михаил Иванович Кириллов), но зато стала самой "призовой". После "утешительных" поощрительных наград мы облегченно вздохнули и стали ждать объявления наших имен как лауреатов конкурса.

Первой обладательницей ценного подарка (книги) и диплома III степени стала совсем еще юная сказочница, пятиклассница Мария Шаныгина из школы № 216 "Дидакт". Думаю, это отличный старт для "разгорающейся звездочки"!

Следующей "книго- и дипломоносительницей" стала я. Конечно, было немного обидно, что меня удостоили лишь II места, но это чувство скоро рассеял разум. Ведь это "один шаг" до заветного - прекрасный творческий стимул. Поэзия должна двигаться, дышать, иначе стихи превратятся в застывшие безутешные статуи! Но оставим философские раздумья… Нам некогда было грустить, ведь радость уже "атаковала" всякие сожаления. Дарья Канакина, десятиклассница школы № 221, стала победителем конкурса в номинации "Проза"! Ура! Мы дружно аплодировали молодому таланту, который (видимо) от неожиданности) немного растерялся и радовался немного с опозданием. Думаю, это простительно!

Что ж, конкурс закончился, довольные и огорченные (возможно) участники покидали так называемый "зеленый зал". А мы величаво несли в руках заслуженные дипломы, отяжеленные весомыми призами! Какое же это удовольствие, когда твой труд и талант оценивают на должном уровне!

Алина Филиппова

"Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ"

2

19 января 2009 года в Департаменте образования состоялся финал городского этапа IX Всероссийской акции. За 7 лет участия нашего города в этой акции реализовано около 40 проектов. Проекты зареченцев получили высокую оценку на областном и Российском уровне.

В этом году на защиту детских социальных проектов вышли команды из школ №№ 218, 226, лицея № 230, МОУ ДОД "ДЭБЦ". Команды на суд жюри и зрителей представили портфолио, состоящее из папки документов и стенда, которые включали в себя юридическую документацию, статистические данные, графики, диаграммы, фотографии, рисунки, материалы СМИ, результаты социологических опросов и другие материалы, отражающие основные этапы работы команд по выбранной проблеме. Представленные социальные проекты имели различную социальную направленность:

- "Движение "Зелёный патруль", МОУ ДОД "ДЭБЦ", руководители проекта: Сивагин Д.В., Сергеева Л.Г.;

- "Минувших дней очарованье… Дворянские усадьбы Пензенского края", МОУ "СОШ № 226", руководители: Семёнова Е.А., Климанская О.Ф., Скоробогатова О.Н., Кондрашова М.Ю.;

- "Скорая лингвистическая помощь "Логос", МОУ "Лицей № 230", руководители: Задорожная Т.А., Сиротеева Е.В., Юнушкина О.П.;

- "Мы против жестокости и насилия", МОУ "СОШ № 218", руководитель - Фадина Н.И.;

- "Мы снова вместе", МОУ "СОШ № 218", руководители: Волкова М.А., Корнеева Н.Ю.

Победителем стал проект лицея № 230.

Идея проекта "Скорая лингвистическая помощь "Логос" лицея № 230 уже реализуется. Силами школьников составлен "Популярный орфоэпический словарик на каждый день". Он адресован тем, кто стремится повысить уровень речевой культуры.

Каждую субботу с 12.00 до 13.00, позвонив в скорую лингвистическую помощь по тел.61-30-71, вы можете получить ответы, которые вам помогут во многих речевых ситуациях.

3УРОКИ МУЖЕСТВА

В первых числах марта наш спецкор "ЧИ" встретился с начальником отдела воспитания и дополнительного образования города Ю.Б. Сватухиным и попросил его рассказать о только что закончившемся традиционном месячнике военно-патриотической работы.     С 01.02.2009 по 28.02.2009 года в образовательных учреждениях нашего города проводился месячник военно-патриотической работы.

В течение месяца в учреждениях образования проведены Уроки мужества с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов, служащих воинской части № 3473; спортивные соревнования, военизированные игры, конкурсы, посещение музеев.

Во всех дошкольных учреждениях были организованы выставки детских тематических рисунков, поделок, оформлены фотовыставки. Прошли встречи с военнослужащими, экскурсии в музей воинской части, музеи образовательных учреждений, городские музеи. В детском саду № 7 прошел концерт "Праздник воинов отважных" для военнослужащих в/ч. Дошколята съездили на экскурсию в Пензу "Великой Победе посвящается". Воспитанники детских садов № 4, 11, 13 принимали участие в сюжетно-ролевых играх "Мы морячки", "Летчики", "Пограничники" и другие. Были организованы спортивные праздники, в том числе с привлечением родителей.

Для учащихся школ города традиционными стали смотры строя и песни, военизированные игры "Зарничка" и "Орленок", соревнования по стрельбе, фестивали патриотической песни. В школе № 217 реализован проект "На войне детей не бывает", в школе № 218 - проект "У войны не женское лицо", в школе № 223 была организована конференция "Сталинградская битва". В школе № 227 проведен лыжный поход на военную заставу и показан концерт. Впервые прошел городской "Парад экипажей исследователей миров человеческих ценностей", в котором приняли участие школы № 216 "Дидакт", 217, 218, 220, 221, 222, 224, 225, 226, 227, 229.

В ДЮЦ "Юность" традиционно был организован митинг и турнир "Чтобы помнили…", посвященный воспитанникам, погибшим при исполнении воинского долга в Афганистане. В ЦДТТ оформлена выставка Советской и Российской военной техники, совместно с в/ч были организованы "Молодецкие забавы". В СДЮСШОР прошел военно-патриотический конкурс "Вперед к победе!". ДЮЦ "Поиск" организовал турниры по стрельбе, дартсу, шахматам, спортивному ориентированию, оказал помощь общеобразовательным учреждениям в проведении дней здоровья и лыжных походов.

21.02.2009 года для детей в ЦПКиО "Заречье" проводился военно-патриотический праздник "Стране и городу служу", в котором активное участие приняли школы №№ 222, 224, лицей № 230, МОУ ДОД ДЮЦ "Юность". Победителем военизированной эстафеты стала команда лицея № 230, 2 место заняла команда школы № 224, 3 место - команда школы № 222. В показательных выступлениях приняли участие объединения МОУ ДОД "ЦДТТ".

С 18 по 23 февраля проходил городской смотр-конкурс "Есть такая профессия - Родину защищать", в котором приняли участие команды школ №№ 217, 218, 220, 221, 222, 223, 224, 225, 226.

Победитель - команда школы № 221, 2 место заняла команда школы № 217, 3 место - команда школы № 225.

Редакция "ЧИ"

4ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ МЕСЯЧНИК

В рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященного Дню защитника Отечества, 4 и 5 февраля прошла городская спартакиада среди допризывной молодежи.

Вот каковы ее результаты.

В многоборье первенствовали допризывники школы № 221, второе место у старшеклассников 224-ой школы, третье - у команды школы № 225.

В личном многоборье 1 место занял Сергей Сидоров, школа № 221 (199 очков); 2 место - Александр Корягин, школа № 221 (195 очков); 3 место - Евгений Синицын, школа № 225 (186 очков).

Лучшие результаты по видам спорта показали: в стрельбе - Дмитрий Малышев, школа № 216 (95 очков); в подтягивании - Александр Корягин, школа № 221 (30 раз); в лыжных гонках отличился Евгений Синицын, школа № 225 (14,38).

Редакция "ЧИ" поздравляет победителей и их наставников с успешным выступлением на городской спартакиаде.

ДЕНЬ ПАП

В 226 школе 21 февраля учителя устроили детям и их родителям праздник. В связи с Днем защитника Отечества отныне в нашей школе каждый год планируется проведение Дня пап с конкурсом, куда вызываются из каждого класса по ученику и его отцу.

Мне представилась возможность побывать на первом в истории школы таком конкурсе.

Сначала был небольшой концерт, а после разные командные конкурсы на сплоченность, музыкальность, спортивность и знание истории родной страны. Пели караоке, тянули канат, отвечали на вопросы, стреляли из ружей по мишеням.

А после уставших, но довольных конкурсантов пригласили в школьную столовую - пить чай с пирогами.

В непринужденной теплой обстановке учителя, родители и дети обменивались шутками и улыбками.

В тот день папы могли по праву гордиться своими детьми, а те - отцами. Все остались довольны, ведь в дневной рутине так редко получается вместе отдохнуть.

М. Малкова

5ПРОЕКТ "СКОРАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ "ЛОГОС"

Актуальность проекта

Появление социального проекта "Скорая лингвистическая помощь "Логос" обусловлено современными тенденциями в общественной и культурной жизни страны.

Русский язык - это средство межнационального общения огромного государства - России, это фактор духовного единения народов, форма русской национальной культуры. Родной язык - это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Язык - это не только механизм передачи информации, но и специфическое средство управления поведением человека, преобразования этого поведения в нужном направлении.

Вот почему сегодня проблемы языка вышли за рамки филологии и встали в один ряд с государственными и общедуховными проблемами страны. Таким образом, их решение становится одним из условий формирования национального самосознания, патриотизма гражданина России.

Об этом свидетельствует внимание к проблеме русского языка на государственном уровне. Не случайно 2007 год Указом президента России был объявлен Годом Русского языка.

Судьба родного слова не может быть безразлична человеку, если он небезразличен к судьбе страны. В наше неспокойное время мы не можем оставаться равнодушными к угрозе оскудения русского языка, утраты им образности, эмоциональности, благозвучия, к засилию американизмов, жаргонизмов, сленга, ненормативной лексики.

В борьбе за чистоту языка каждый должен начинать с себя. Как мы беспокоимся о чистоте тела, одежды, дома, так мы должны заботиться и о чистоте речи. Как мы бережем здоровье физическое, так мы должны беречь и духовное здоровье. Как мы заботимся о состоянии окружающей среды, так мы должны заботиться и об экологии языка.

Данный проект - это наше осознанное желание улучшить языковую среду в конкретном классе, лицее, городе, сделать то, что зависит от нас, что в наших силах.

Встаньте в наши ряды в борьбе за "великий, могучий и прекрасный русский язык"!

Творческая группа, определив цели и задачи своей работы, предложила создать эмблему проекта "Скорая лингвистическая помощь "Логос". Проведя "мозговой штурм", ребята отобрали следующие идеи, положенные впоследствии в основу эскиза, автором которого стал ученик 7 "Б" класса Трусов Владислав.

Две сильные ладони оберегают бьющий ключом родник, символизирующий чистый исток русской речи. Славянская буква "аз" - и первая буква кириллической азбуки, и первая буква "а" современного алфавита - воплощение начала русской письменности.

Из малого родника берут исток великие реки. Но каким бы мощным течением ни разлилась многоводная река, вода иссякнет, если заглохнет исток, затянется тиной.

Сохранить исток нашей речи, очистить его от наносного мусора, следить за чистотой слова - это и есть цель проекта "Скорая лингвистическая помощь "Логос".

Наш слоган "Слово беречь - украшать нашу речь!"

Этот слоган проекта предложила ученица 7 "Б" класса Дмитриева Валерия, Она постаралась вопло-тить в сжатой форме слогана - суть деятельности участников проекта. Ключевыми словами девиза стали рифмующиеся слова "беречь" - "речь". Слоган был признан лучшим инициативной группой и принят единогласно.

МОЁ ПЕРВОЕ ДЕЖУРСТВО. КАКИМ ОНО БЫЛО?

Мы притащили в кабинет огромное количество словарей: орфоэпический, этимологический, орфографический, толковый, словарь иностранных слов, словарь русских имен и фамилий.

"Волнуетесь?" - спросила нас Тамара Александровна, когда еще не было звонков. "Нет!" - хором ответили мы. Просто мы вообще не были уверены в том, что кто-то позвонит. Но в первые же 5 минут зазвонил телефон...

По кабинету пробежал легкий шепот, но Тамара Александровна, прикрикнув на нас и словно подавая нам пример, взяла трубку и серьезно ответила: "Скорая лингвистическая помощь "Логос" слушает вас..."

Первый человек, дозвонившийся нам, интересовался полным именем Фекла и его происхождением. Этот вопрос показался нам очень интересным. "Мои помощники уже приступили к поиску... " - говорила Тамара Александровна, видя, что мы с невероятным волнением уже начали искать ответ на вопрос в словарях. Оказалось, что Фекла - это и есть полное имя. Произошло оно от греческого "Славящая бога". Узнав ответ, мы с удовольствием перезвонили и ответили на вопрос.

Потом звонки следовали один за другим. Некоторые вопросы нас очень заинтересовали, некоторые оказались простыми, и ответы на них мы знали сразу, но, чтобы доказать серьезность нашего проекта, мы все равно сверялись со словарями. Например, мы знали сразу, что правильно говорить "свёкла", а не "свекла", а слово "извините" нельзя менять на "извиняюсь", что правильно произносить "арахис"., "кешью". Но самым интересным мне показался вопрос о прототипе Наташи Ростовой. Он говорил о том, что люди не просто читают, но и задумываются о создании произведений.

Звонили и мои родители. Мама, как всегда серьезная и интересующаяся техникой, задала вопрос о правописании и значении слов "эмансипация" и "сервер". Полное значение слова "эмансипация" оказалось неизвестным даже Тамаре Александровне! Папа, любящий историю и Древнюю Грецию, спросил о произношении слов "афиняне" и "карфагеняне". Кроме произношения, мы сказали ему правильную форму слова, называющего жителя и жительницу Афин. Житель Афин - афинянин, а жительница - афинянка.

Было много других простых и сложных вопросов. На все мы старались найти исчерпывающий ответ, даже дать дополнительные сведения.

А у вас есть вопросы? Если есть, почему бы не позвонить в скорую лингвистическую помощь "Логос"?! Мы ответим всем!

Алена Жоголь, участница проекта, лицей № 230, 7 "Б"

6"ЯЗЫК - ЭТО ИСТОРИЯ НАРОДА" (А.И. Куприн)

Язык, как и народ, живет, изменяется, растет, слова наполняются новым содержанием, вбирают богатый исторический смысл.

Славяне есть славяне - их язык, история, культура накрепко связана с Европой, особенно Восточной. Общеизвестно, что устная литературная речь столетиями складывалась среди восточных славян. Она была лаконичной, выразительной и живописной. Язык, идущий из глубины столетий, - лучшее произведение народа.

Развитие и укрепление Древнерусского государства, вызвало развитие и совершенствование письма, необходимого для подписания государственных актов, для различной переписки, для развивающейся культуры, одной из самых богатых в Средневековой Европе. При раскопках в Новгороде были найдены ценные берестяные грамоты, отражающие живую разговорную речь новгородцев.

Нельзя не согласиться, что язык является архивом народов, сокровищницей науки. В петровскую эпоху происходил сложный процесс формирования русского языка. Петр 1 был вынужден с бешеной скоростью наверстывать упущенное время, и во всякий раз включать чужеземные слова в русский язык. Например, такие как: "фортеция", "кавалер", "ассамблея", "бриг", "мичман". Мне кажется, что все - таки Петр 1 тяготился нуждой включать чужеземные слова в родной язык. Он приказывал отыскивать в русском языке достойные переводы слов, и тех бояр, которые чрезмерно засоряли русский язык чужими словами, одергивал, вразумлял.

Народ делает свой язык образным, ясным, живым и метким. А он, подобно человеку, изменяясь, все - таки остается самим собой. Время подобно реке, но есть и отличие - прошлое, настоящее и будущее невозможно разгородить плотинами.

Большие изменения произошли в период революции 1917 года. Перестают употребляться слова и выражения, связанные с дореволюционным строем жизни: "господин", "барин", "чернь" и другие. Стали появляться новые слова: "товарищ", "борьба классов", "коллективизация". Мне кажется, что сила русского языка за девяносто лет со дня Великого Октября успела обогатиться большим количеством новых слов.

С развитием страны, с ростом научно - технического, промышленного производства входит множество новых слов, занимая видное место в национальном языке: "спутник", "атомная энергия", "компьютер", "ракеты" и другие. Обогащение и изменение современного русского языка отражает быстрый рост нашей культуры. Язык русской нации является неисчерпаемым источником культурного обогащения всех народов.

Пора думать о том, не наносим ли мы вред русскому языку, перенасыщая его иностранными словами? Думать об этом нужно, ведь на нас лежит огромная ответственность перед будущими поколениями за "великий, могучий, правдивый и свободный русский язык"!

Я согласна с мнением А.И Куприна, что язык - это прежде всего история. История развития, жизни, существования всего народа, а значит и нас с вами.

Светлана Логинова

7НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА В НАШЕЙ РЕЧИ. ОПАСНО ЛИ ЭТО?

Дорогие друзья! Я хочу порассуждать вместе с вами на весьма актуальную в наше время тему "Ненормативная лексика... Опасно ли это?".

Мат... Болезнь или привычка?

Мат... Способен ли он нанести ущерб нашей речи, уничтожить русское слово?

Мат... Знакомы ли вы с ним?

К сожалению, в современной России нецензурная речь встречается повсюду. Вы, наверное, смотрите телевизор, слушаете музыку. В конце концов, все мы каждый день ходим в магазины, пользуемся общественным транспортом. И что же?! Кругом мат. Это печально, не правда ли? Невольно задаешь себе вопрос: "Почему?" Не укладывается в голове тот факт, что русский человек не может выразить свои чувства, эмоции, мысли несколько иначе, нормальным литературным языком. А ведь природа наградила русских людей замечательным языком, сочным, выразительным, метким. Русское слово - это сила! Слово влечет за собой поступок. Лев Толстой говорил: "Нравственность человека видна в его отношении к слову".

Получается, что русские люди - это люди, которые не могут, а может, не хотят задуматься о нравственных проблемах нашего времени. Неужели наш народ считает, что мат - это способ самовыражения, что нецензурные слова могут решить многочисленные каждодневные проблемы? Каков же тогда показатель нашей культуры, нашего национального достоинства?

Я думаю, вы замечали, что ненормативная лексика в буквальном смысле "воюет" с русской речью. А что будет, если в этой борьбе непечатная лексика займет лидирующее положение? Наверное, русский язык просто вымрет. Возможно, тогда люди поймут, что натворили, но, боюсь, будет слишком поздно.

Анна Демидова, выпускница лицея № 230

В МИНУТУ ВДОХНОВЕНИЯ...

Зарисовка зимы

Когда вечер плывет над городом;

Когда на небе звезды, а внизу фонари;

Зима не пугает кусачим холодом,

Снежинки из сказки, как королевы и короли.

Оранжевый фонарь, мягкий свет

Дарят уют, тревоги нет.

На душе спокойно,

Падает пушистый снег…

Капли на стекле оконном…

Только время продолжает бег.

Варвара Кшуманева

* * *

Не задувай свечу Надежды,

Ведь даже если ты один,

Ты не такой каким был прежде.

Теперь себе ты господин.

Ты изменился, стал взрослее,

Ты знаешь цель свою, иди

За ней к мечте, что там белеет

И не сворачивай с пути.

Надежда выльется наружу

Как свет негаснущей свечи

И ночью, в самой лютой стуже

Согрей Любовь своей души.

И верь, что точно час настанет,

Когда взлетишь с триумфом вверх.

И дальше вера не оставит

Тебя, когда пройдет твой век.

Евгения Петрова

* * *

По городу туманному иду,

Как героиня лондонского фильма,

И в сумраке так тянущем ко дну

Я незаметна и неуловима…

Огни, даруя тусклый желтый свет,

Вдруг улыбнутся тайно и зловеще,

И каждый еле видимый мой след

Под тенью скрыт заманчивый и грешный.

Пыльцой тумана стану я в ночи,

Укрывшей город плотной пеленою,

Парю по воздуху… И все вокруг молчит,

И лишь туманный город подо мною.

Мария Просвирнина, выпускница школы № 226

* * *

Мир черно-белый и цветной…

О чудо! Широкоформатный.

Я запах карамельно-мятный

Сегодня принесла с собой.

И кажется, что я одна

В огромном темном кинозале,

Как вдруг внезапно понимаю:

Я в Аль Пачино влюблена

Мария Владымцева, выпускница школы № 222

 
Баннер

Четвертое измерение

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер