Дошкольное образование

Наименование учреждения

Должность

Фамилия, имя, отчество

Телефон

Местонахождение, почтовый адрес

САДЫ

МДОУ № 4

ЗАВЕДУЮЩИЙ

ЗАЙЦЕВА МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА

60-50-40

442960 ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г ЗАРЕЧНЫЙ, УЛ КОМСОМОЛЬСКАЯ,  19, УЛ. БРАТСКАЯ, 8, УЛ. БРАТСКАЯ, 22; УЛ. БРАТСКАЯ, 24

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

приемная 

60-34-86

БУХГАЛТЕРИЯ

60-34-86

МДОУ № 5

ЗАВЕДУЮЩИЙ

КОРОБОВА ДИАНА РАФИКОВНА

60-51-00

442960 ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г ЗАРЕЧНЫЙ, УЛ ЛЕНИНА, 14 А

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

приемная

60-51-00

БУХГАЛТЕРИЯ

60-52-79

МДОУ № 7

ЗАВЕДУЮЩИЙ

КОШЕЛЕВА ГАЛИНА АРКАДЬЕВНА

60-51-49

442960 ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ,                 Г ЗАРЕЧНЫЙ, УЛ ЗЕЛЕНАЯ, 13

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

приемная МАРКИЧЕВА А.Н.

60-51-49

БУХГАЛТЕРИЯ

60-36-26

МДОУ № 10

ЗАВЕДУЮЩИЙ

ЯУШЕВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

60-55-30

442960 ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г ЗАРЕЧНЫЙ, УЛ СВЕТЛАЯ, 5

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

приемная

60-55-30

БУХГАЛТЕРИЯ

60-43-52

МДОУ № 11

ЗАВЕДУЮЩИЙ

ВЯЗОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

60-45-51

65-58-11

442960 ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г ЗАРЕЧНЫЙ, УЛ ЛЕНИНА, 31 Б

КОРПУС №2, УЛ ОЗЁРСКАЯ, 12 А

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

приемная 

60-45-51

БУХГАЛТЕРИЯ

60-77-95

МДОУ № 13

ЗАВЕДУЮЩИЙ

ФИЛИППОВА ОЛЬГА ПЕТРОВНА

60-33-13

442960 ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г ЗАРЕЧНЫЙ, УЛ СТРОИТЕЛЕЙ, 8 А

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

приемная

БУХГАЛТЕРИЯ

65-31-69

60-71-49

МДОУ № 15

ЗАВЕДУЮЩИЙ

ПРОХОРОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

60-42-57

442960 ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г ЗАРЕЧНЫЙ, УЛ ЗАРЕЧНАЯ, 48 А

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

приемная

60-42-64

БУХГАЛТЕРИЯ

МДОУ № 16

ЗАВЕДУЮЩИЙ

СЕМЕНОВА ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА

60-50-19

442960 ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г ЗАРЕЧНЫЙ, УЛ ЛЕНИНА, 46 А

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

приемная

60-33-08

БУХГАЛТЕРИЯ

60-15-73

МДОУ № 17

ЗАВЕДУЮЩИЙ

БОРИСОВА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА

60-75-50

442960 ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г ЗАРЕЧНЫЙ, УЛ СВЕТЛАЯ, 26 А

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

приемная 

БУХГАЛТЕРИЯ

60-82-26

МДОУ № 18

ЗАВЕДУЮЩИЙ

ЧУГУНОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

60-31-30

442960 ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г ЗАРЕЧНЫЙ, ПР.МОЛОДЕЖНЫЙ, 1

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

приемная

60-24-29

БУХГАЛТЕРИЯ

60-24-29

МДОУ № 19

ЗАВЕДУЮЩИЙ

ПОСТНОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА

61-80-07

442960 ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г ЗАРЕЧНЫЙ, УЛ ЛЮБОВИНА, 19

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

приемная

61-68-13

БУХГАЛТЕРИЯ

 

В 2013-2014 учебном году в дошкольном образовании многое произошло впервые. Согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации», вступившему в силу 1 сентября 2013 года, дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, а с 1 января 2014 года в практику дошкольных образовательных организаций введён федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В условиях данных изменений складывается новая модель современной системы дошкольного образования как особого института социального развития. Осознание сущности процессов, связанных с определением статуса дошкольного образования и введением стандарта, стало определяющим в деятельности педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений города.

Новый статус дошкольного образования не отменяет главной стратегической цели – обеспечение общедоступности и бесплатности дошкольных образовательных услуг, гарантированных Конституцией РФ и Законом «Об образовании в Российской Федерации».

Система дошкольного образования города Заречного в прошедшем учебном году продолжала обновляться и динамично развиваться. Образовательное пространство дошкольного детства города, представленное 13 детскими садами различной видовой направленности и тремя дошкольными группами школы № 229, пополнилось новым детским садом на улице Озёрской, мощность которого составила 245 мест, и тремя группами полного дня в ДОУ №№ 11 и 17 на 60 мест. Кроме того, к имеющимся 13 группам кратковременного пребывания, успешно функционирующим в ДОУ №№11,14,16,19, добавилась ещё одна группа ГКП в детском саду № 10, рассчитанная на 20 мест. В настоящее время завершается реконструкция детского сада № 7, которая позволит увеличить мощность данного учреждения на 165 мест.

Увеличение охвата детей дошкольным образованием относится к числу безусловных приоритетов образовательной политики Администрации города. В 2013-2014 учебном году детские сады посещали 3200 детей в возрасте от 1 года до 7 лет.   Показатель охвата детей дошкольным образованием в нашем городе остаётся стабильно высоким на протяжении последних трёх лет (84%). Места в детских садах предоставляются всем желающим. Размер родительской платы составляет 50 рублей за одно посещение, при этом родителям (законным представителям) выплачивается компенсация части родительской платы в размере 20% размера внесённой родительской платы – на первого ребёнка, 50% - на второго и 70% - на третьего и последующих детей. Кроме того, 111 человек полностью освобождены от родительской платы, а 646 человек при оплате за детский сад пользуются льготой в размере 50%.

С 1 января 2014 года в городе активно внедряется система «Электронный детский сад», которая позволила упорядочить регистрацию заявлений родителей (законных представителей) на устройство ребёнка в ДОУ, оперативно отслеживать «движение» детей. Задача ближайшего будущего - обеспечить свободный доступ родителей к информации, размещаемой на портале ЭСО Пензенской области.

В целях обеспечения готовности дошкольных образовательных организаций города к переходу на соответствие требованиям ФГОС ДО разработано и утверждено Положение о муниципальном Координационном совете по вопросам внедрения ФГОС ДО, утверждён план мероприятий по введению стандарта. В соответствии с планом на первом этапе была проведена аналитическая работа по оценке стартовых условий введения ФГОС ДО. По данным мониторинга, показатель готовности дошкольных образовательных организаций Заречного к введению ФГОС ДО по состоянию на 01.04.2014 года составил 76% (среднее значение по области – 64%). К 1 января 2016 года данный показатель должен составить 100%. Главная роль в преобразованиях, связанных с введением ФГОС ДО, отводится педагогам дошкольного образования, именно на них ложится огромная ответственность за обеспечение требований стандарта.

В настоящее время в системе дошкольного образования города Заречного работает 591 человек, в том числе 369 педагогов. Из них:

руководителей -28, воспитателей – 304, музыкальных работников – 26, инструкторов по физической культуре – 10. За последние три года прослеживается положительная динамика показателя уровня образования педагогических кадров. Доля педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, имеющих высшее образование, увеличилась по сравнению с показателями прошлых лет на 2% и составляет 52%. Повышение квалификации в условиях внедрения ФГОС ДО становится ключевым направлением в работе с педагогическими кадрами. Формирование педагогического корпуса, соответствующего стандарту – задача сегодняшнего дня. Это достигается в процессе обучения педагогических работников на курсах   повышения квалификации на базе института регионального развития, обучения в рамках дистанционных курсов,   семинаров, областных консультаций, городских методических объединений. В 2013-2014 учебном году курсы повышения квалификации прошли 105 человек.

К числу важных задач формирования педагогического потенциала следует отнести привлечение молодых специалистов в систему дошкольного образования. За последние три года количество педагогов, имеющих стаж до 5 лет, составило 56 человек (18% от общего количества педагогов), что свидетельствует о тенденции омоложения кадров ДОУ.

Благодаря профессионализму руководящих и педагогических кадров ДОУ достижения многих коллективов детских садов города, воспитателей и специалистов были отмечены на разных уровнях. В течение пяти лет воспитатели Заречного удерживают лидирующие позиции в областном конкурсе на звание лучшего воспитателя (конкурс проводится с 2010 года). Дважды воспитатели Заречного становились победителями в области и достойно представляли региональную систему дошкольного образования на Всероссийском конкурсе «Воспитатель года России», трижды занимали второе место в области. Не стал исключением и 2014 год: Шебанова Татьяна Александровна, воспитатель детского сада № 5, стала второй в областном конкурсе «Лучший воспитатель образовательной организации».

Почётной грамотой Всероссийского конкурса «Родничок», организатором которого является журнал «Современное дошкольное образование», отмечена С.А.Левина, воспитатель детского сада № 18, за лучшее воспитательно-образовательное мероприятие, посвящённое Году охраны окружающей среды. Дипломом первой степени награждена Т.Ю.Кудрявцева, воспитатель ДОУ №16, в рамках Всероссийского конкурса методических разработок. С.А.Левина и Н.О.Кострова, воспитатели детского сада № 18, стали обладателями сертификата третьего международного конкурса «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании -2013». Е.А.Казакова, воспитатель детского сада № 7, - призёр Всероссийского конкурса «Таланты России» в номинации «Педагогические работы». О.Ю.Слипченко, воспитатель детского сада № 10, – победитель Всероссийского конкурса «Дошкольная пора» в номинации «Лучшая дидактическая игра». Дипломом третьей степени награждена В.Н.Гришина, воспитатель ДОУ № 13, в рамках Всероссийского конкурса «Педагогический проект». Л.В.Надейкина, инструктор по физической культуре ДОУ № 7, заняла третье место в областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы». Опыт работы коллектива детского сада № 16 по сетевому взаимодействию с учреждениями образования, культуры и спорта отмечен в рамках Первого областного марафона педагогического мастерства в апреле 2014 года и рекомендован к распространению в области.

Растёт уровень информационной культуры педагогических работников детских садов, что позволяет воспитателям и специалистам ДОУ успешно использовать инновационное компьютерное оборудование и новые программные средства в образовательном процессе. В ДОУ № 11 компьютерный класс оборудован электронным учебным мультимедийным комплексом Activ Table. Данный интерактивный обучающий инструмент позволяет значительно расширить границы предметно-развивающей образовательной среды дошкольного учреждения.  

Использование современных информационно-коммуникационных технологий активно входит в практику работы воспитателей детских садов ( Е.В.Панькина, воспитатель детского создала № 17, создала на You Tube свой канал вещания для родителей, где размещает информацию о ходе реализации образовательных программ, даёт практические советы родителям по воспитанию малышей (You Tube, группа «Дружная семейка»). Но в подавляющем большинстве детских садов города пока отсутствуют собственные сайты (информация о деятельности ДОУ, как правило, размещается на сайте Департамента образования). Руководителям дошкольных учреждений необходимо в кратчайшие сроки активизировать работу по созданию сайтов ДОУ.

В целях распространения передового педагогического опыта воспитателей и специалистов ДОУ Департамент образования ежегодно проводит фестиваль педагогических достижений работников ДОУ. В декабре 2013 года творческой площадкой фестиваля стал новый детский сад, предметно-развивающая среда которого в настоящее время полностью соответствует требованиям ФГОС ДО. В рамках фестиваля состоялась презентация проекта «Навстречу Олимпийским играм» (Н.А.Николаева, педагог-психолог ДОУ № 11), мастер-класс «Фрагмент родительского собрания по подготовке ребёнка к школе» (Е.В.Горохова, социальный педагог ДОУ № 11), презентация проекта «В гостях у мультяшек» (Т.Ю.Кудрявцева, воспитатель ДОУ № 16). Актуальным было проведение мастер-класса «Фрагмент семинара с педагогами ДОУ по изучению ФГОС ДО» (Г.В.Попова, заместитель заведующего ДОУ № 7). Интерес коллег вызвала и презентация «Сетевое взаимодействие детского сада с учреждениями образования, культуры и спорта как одна из активных форм социального партнёрства» (Т.Е.Семёнова, заведующий ДОУ № 16).Опыт работы лучших педагогов ДОУ отражается и на страницах городского вестника «Дошкольник» (в 2014 году в вестнике размещён материал из опыта работы 25 педагогов-дошкольников).

Совершенствование образовательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития дошкольников напрямую зависит от уровня методической работы. В целях обогащения содержания методической работы, развития интерактивных форм её организации в течение прошедшего учебного года для заведующих и заместителей заведующих ДОУ по ВМР проводились городские практические семинары: «Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении» (ДОУ № 7) с открытым просмотром фрагментов непосредственно образовательной деятельности, с презентацией системы организации методической службы учреждения (Г.В.Попова, зам.заведующей ДОУ по ВМР); мастер-класс «Организация взаимодействия с родителями в условиях студии «Вместе» (М.В.Прилепская, муз.рук. ДОУ № 18).   Участники семинаров не только знакомились с опытом работы коллег, но и обсуждали вопросы организации методической работы в соответствии с перспективами введения ФГОС ДО.

Одной из основных проблем современной системы дошкольного образования является проблема здоровьесбережения детей во время обучения. Сохранение и укрепление здоровья детей является основным критерием качества образовательного процесса в детском саду. Для сохранения здоровья, физического развития и оздоровления дошкольников создаются дополнительные материально-технические условия. В прошедшем учебном году был отремонтирован спортивный зал в детском саду № 10, проведён капитальный ремонт бассейна в ДОУ № 11, в настоящее время проводится капитальный ремонт бассейна детского сада № 17. Современным оборудованием оснащаются уголки двигательной активности (ДОУ №№11,13,16,17). Педагоги, медицинские работники формируют у детей ценности здорового образа жизни при помощи комплекса мер, который включает закаливание с использованием различных процедур: воздушных ванн, обширного умывания, ходьбы по мокрым дорожкам, солнечных ванн, профилактических и оздоровительных мероприятий. Активно используются оздоровительные процедуры: витаминотерапия, точечный массаж, лечебная физкультура, ингаляции. В детских садах организовано сбалансированное питание, витаминизация третьего блюда, ведётся работа по профилактике простудных заболеваний. С целью повышения двигательной активности детей, формирования представлений о здоровом образе жизни в 2013-2014 учебном году во многих детских садах функционировали клубы и секции физкультурно-оздоровительной направленности: «Моё здоровье», «Спортивная карусель» (ДОУ №17)), секции «Аэробика для малышей» (ДОУ № 14), «Дельфиненок» (ДОУ № 13), «Плавание» (школа№229), «Школа мяча» (ДОУ № 5,13), «Детский футбол» (ДОУ № 5,11,1316,18). Многие дошколята стали участниками проектов физкультурно-оздоровительной направленности: «Малые олимпийские игры» (ДОУ № 18,13,5), «Быть здоровым – это здорово» (ДОУ № 16), «Пять олимпийских колец» (ДОУ № 14), «Мы дружим со спортом» (ДОУ № 5). Команды старших дошкольников принимали активное участие в городских соревнованиях и фестивалях: «Прыг-скок команда», «Стартуем вместе», «Эстафета успеха», в фестивале по черлидингу. Стали традиционными спортивные мероприятия с участием детей, сотрудников и родителей: «Неделя нескучного здоровья», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Богатырские забавы», «Веселые старты».

Последовательная работа дошкольных учреждений по укреплению здоровья детей способствует снижению заболеваемости дошкольников. Отмечается снижение заболеваемости по сравнению с предыдущим годом на 4% и повышение индекса здоровья на 0,5%. По-прежнему лидирующие позиции по низкой заболеваемости детей прочно удерживают коллективы детских садов № 4 (заведующий М.О.Верховская) и № 7 (заведующий Г.А.Кошелева). Значительно снизилась заболеваемость детей в ДОУ №№ 14,13,15,16,17,18,19. По итогам 2013-2014 года показатель пропущенных дней по болезни одним ребёнком составляет 14,7 (в 2012-2013 учебном году он составлял 19,0). По итогам статистических наблюдений на 1,6% по сравнению с предыдущим годом увеличилось количество детей с нормальным физическим развитием и составляет 92,8%; уменьшилось количество детей с дефицитом веса на 1% и избытком массы тела на 0,6%. Однако не может не беспокоить проблема снижения числа детей с I группой здоровья (2011г. – 38,2%, 2012 г. – 36,1, 2013г.- 33,6%). Для изменения ситуации необходимо активизировать работу по профилактике плоскостопия и сколиоза (у многих детей данная патология выявляется в процессе прохождения диспансеризации).

В законе «Об образовании в Российской Федерации» и в стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется вопросам организации инклюзивного образования в ДОУ, направленного на обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В целях удовлетворения запросов населения на дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в детских садах Заречного успешно функционируют 19 групп компенсирующей и оздоровительной направленности полного дня и одна группа для детей-инвалидов с режимом кратковременного пребывания. В течение года 234 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья получали квалифицированную помощь в коррекции нарушений речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержки психического развития. В ДОУ компенсирующего и комбинированного вида ведётся работа по обеспечению условий для развития инклюзивного образования:

  • создана развивающая среда с современным оборудованием (аппарат Гросса, ДОУ № 4; инновационное компьютерное оборудование с программным обеспечением, предназначенным для диагностики и лечения амблиопии и косоглазия, ДОУ № 15), компенсирующие группы оснащены необходимым игровым оборудованием, методическими пособиями, лечебным оборудованием для коррекции ограничений здоровья воспитанников (ДОУ №№ 4,7,11,13,15, шк. № 229);
  • организовано комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, направленное на обеспечение потребностей личности ребёнка, с учётом индивидуальных возможностей и способностей каждого воспитанника, их социализацию, а также с учётом интересов и запросов родителей;
  • обеспечена комплексная медико-психологическая помощь детям с ограничениями здоровья;
  • дети с особыми образовательными потребностями вовлечены в различные виды деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся осваивать новое, быть открытыми, уметь принимать решения и помогать друг другу;
  • для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья разработаны индивидуальные образовательные маршруты, позволяющие адаптировать их в здоровую образовательную среду;
  • система работы, выстроенная дошкольными учреждениями по данному направлению деятельности, интерактивные формы взаимодействия с родителями (родительский клуб «Особый ребёнок», группа кратковременного пребывания для детей-инвалидов, которую ребёнок с ограничениями здоровья посещает вместе с мамой, ДОУ № 4) позволяют значительно снизить уровень родительской тревожности на этапе адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к новым условиям при поступлении в ДОУ.

Реализация комплексного подхода способствует коррекции имеющихся у детей нарушений в развитии, о чём свидетельствуют результаты оздоровительной работы:

  • показатель оздоровления детей с ЗПР составил на конец года 44%;
  • улучшение в состоянии детей с нарушением ОДА – 100%;
  • оздоровление детей с нарушением речи – 69%;
  • показатель оздоровления тубинфицированных детей – 100%.

Одно из главных требований стандарта, которое сегодня предъявляется к педагогу детского сада, - это обеспечение живого, заинтересованного общения ребёнка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности. Для того чтобы организовать детскую деятельность, необходимо создать условия, оборудовать в соответствии с требованиями стандарта предметно-развивающую среду на принципах вариативности, полифункциональности, трансформируемости, насыщенности, доступности и безопасности. В прошедшем учебном году в рамках инспекторской проверки «Обеспечение деятельностного подхода в работе с дошкольниками» было проанализировано состояние предметно-развивающей среды в ДОУ с позиций требований стандарта. В настоящее время полифункциональностью, трансформированностью и насыщенностью отличается предметно-развивающая среда в детском саду № 11 (корпус № 2), в группах кратковременного пребывания в ДОУ №№ 4, 16, 19, во вновь открытых группах ДОУ №№ 11, 17, в группах раннего возраста детских садов №№ 10,13,14. Но для многих садов требования по изменениию среды остаются по-прежнему актуальными.

В ходе проверки было установлено, что вопросы использования деятельностного подхода в работе с дошкольниками находятся на постоянном контроле администрации ДОУ. Они изучаются на семинарах («Деятельностный подход в дошкольном образовании. Проблемы времени», ДОУ № 18; «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ как условие для эффективного использования деятельностного подхода в работе с дошкольниками», ДОУ № 9); обсуждаются на педагогических советах («Построение образовательного процесса на основе деятельностного подхода», ДОУ № 17); анализируются в рамках тематического контроля («Обеспечение деятельностного подхода в воспитательно-образовательном процессе», ДОУ № 7; «На пороге перемен: современные подходы организации образовательной деятельности», ДОУ № 5; «Обеспечение деятельностного подхода в работе с дошкольниками», ДОУ № 13).

Обеспечивая деятельностный подход в обучении и развитии дошкольников, многие педагоги ДОУ эффективно используют игровую технологию (С.А.Кузнецова, ДОУ № 18, Г.Н.Телятникова, ДОУ № 7, Л.С.Тарасова, ДОУ № 15), С помощью игровых технологий воспитатели развивают творческие способности детей. Использование игровых приёмов и методов в нестандартных игровых и проблемных ситуациях формирует гибкое и оригинальное мышление у дошкольников. В процессе игры ребёнок начинает лучше понимать свои чувства, у него активно развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

Воспитатели многих детских садов осваивают технологию личностно-ориентированного взаимодействия (И.В.Сотина, ДОУ№ 19,Т.О.Квасова, ДОУ № 11, Н.А.Волокушина, ДОУ № 15). Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребёнка. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучию, здоровью, способствует развитию детей.  

Технология проектной деятельности активно вошла в практику подавляющего большинства воспитателей детских садов города (А.И.Савосина, ДОУ № 18, Н.П.Блясова, ДОУ № 13, С.В.Коженкова, ДОУ № 5). Использование проектного метода способствует развитию свободной творческой личности. Проект помогает интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Дети учатся сначала думать, а потом делать, составлять план действий, соблюдать соглашения и придерживаться достигнутых договорённостей. Проектная деятельность помогает ребёнку в формировании навыков самоконтроля, оценки и самооценки. В методическом арсенале отдельных воспитателей детских садов города присутствует и технология ТРИЗ (Н.П.Шишова, ДОУ № 11). ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) помогает воспитателю не просто развивать фантазию детей, а помогает учить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребёнка в позицию думающего человека. Технология ТРИЗ даёт педагогу и детям методы и инструменты творчества, владея которыми они учатся лучше понимать друг друга.

В целом, за счёт организации образовательного процесса на основе деятельностного подхода происходят изменения педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники».

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования наряду с требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации содержится и группа требований к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, которые представлены в виде целевых ориентиров, не подлежащих непосредственной оценке и не являющихся основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры направлены на решение задач формирования программы, задач взаимодействия с семьёй, изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет, информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования. Педагогам-дошкольникам важно сегодня осознать, что целевые ориентиры – это предмет анализа их профессиональной деятельности, а ребёнок может быть любым. Задача педагога – обеспечить все необходимые условия для развития малыша в соответствии с возрастом.

Целевые ориентиры выступают также основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. В связи с этим результаты ежегодно проводимого в детских садах психолого-педагогического прогностического скрининга по методике Е.А.Екжановой следует рассматривать в качестве выявления уровня психофизиологической зрелости детей на пороге школьного обучения. В 2014 году было обследовано 426 дошкольников, из них 91% составляют дети 7 лет, в полном объёме прошедшие программу дошкольного образования, что обеспечивает равные стартовые возможности будущих первоклассников. За последние три года наметилась тенденция к снижению количества детей седьмого года жизни, желающих поступить в школу, не пройдя курс обучения в подготовительной группе (2012 г. – 73 ребёнка, 2013 г. – 68 детей, 2014 г. – 55 детей). По уровню психофизиологической зрелости выпускники ДОУ распределились следующим образом: группу с высоким уровнем психофизиологической зрелости составляют 242 ребёнка, что на 4% больше, чем в прошлом году. Наибольшее количество выпускников, имеющих высокий уровень психофизиологической зрелости, выявлено в детском саду № 16 (88%). Группу детей с уровнем психофизиологической зрелости «возрастная норма» составляют 173 ребёнка. В «группу риска» вошло 11 детей. Отмечается снижение количества детей «группы риска»: в 2011 году таких детей было 30 человек, в 2012 -19 человек, в 2013 – 15 детей. «Группа риска» отсутствует в ДОУ №№ 7,10, 11,14,16,17,19, школе № 229.

Ежегодно увеличивается количество выпускников ДОУ с развитой моторикой (дополнительный балл за моторику в 2014 году получили 65% выпускников, что на 5% больше прошлогодних значений). Наибольшее число детей с развитой моторикой (более 70%) отмечено в ДОУ №№ 13,4,18,16,11.

Анализируя состояние здоровья выпускников, следует отметить положительную динамику по I группе здоровья: по сравнению с прошлым годом количество выпускников с первой группой здоровья стало больше на 5%. Положительная динамика состояния здоровья детей подготовительных групп в течение года наблюдалась в ДОУ №№ 5,10,11,13,15,17. Физическое развитие детей выпускных групп соответствует возрастной норме.              

Сравнительный анализ речевого развития выпускников, свидетельствует о том, что уровень их речевых умений и навыков соответствует возрасту. Дети могут строить предложения, составлять рассказ, использовать речь для налаживания взаимоотношений, удовлетворения познавательных и личностных потребностей, владеют звуковым анализом. Вместе с тем отмечается недостаточный уровень качества рассказов у многих детей. Для повышения качества работы по развитию связной грамматически правильной диалогической и монологической речи воспитателям необходимо в системе проводить работу по обогащению словарного запаса, по формированию грамматического строя речи, расширять арсенал приемов по обучению детей рассказыванию, ежедневно продумывать работу по развитию речи во всех видах детской деятельности, используя приемы активизации речевой активности детей, совершенствуя свою культуру речи.

На начало года 63 % выпускников имели речевые нарушения. Всем детям в течение года оказывалась коррекционная помощь: 39 человек посещали группы для детей с нарушением речи (ДОУ №№ 4,7,13,15), 20 детей – группы компенсирующей направленности в детском саду №15, 244 дошкольника получали помощь в условиях индивидуальных занятий на логопунктах.

Результативность работы по коррекции речевых нарушений у выпускников составила 83 %. У 53 детей (18%) наблюдаются остаточные явления. Самые высокие показатели оздоровления детей в условиях логопункта отмечены в ДОУ 7 (100%), 16 (96%), 19 (94%), 17 (92%); в условиях речевой группы – в ДОУ № 7 (77%).

Опыт работы педагогов-дошкольников Заречного по коррекции речевых нарушений востребован специалистами из области. Ежегодно на базе детских садов города успешно проходят областные семинары для учителей-логопедов. В марте 2014 года такой семинар состоялся в детском саду № 4 («Современные подходы в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста»).

Социально-коммуникативное развитие детей выпускных групп в соответствии с ФГОС ДО было направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, на развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, саморегуляции, формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения.

В течение года дошкольники активно посещали учреждения дополнительного образования, ТЮЗ, МВЦ, детскую библиотеку, учреждения культуры и спорта, участвовали в различных городских конкурсах («Лего-мастер», «Все мы любим цирк», «Зареченская страна»). Все это способствовало обогащению представлений детей о социальном мире. Для формирования интереса к труду и профессиям взрослых проводились экскурсии на городские предприятия, встречи с людьми разных профессий.

В целях совершенствования работы по социально-коммуникативному развитию детей воспитателям необходимо своевременно пополнять и изменять предметно-развивающую среду, грамотно осуществлять педагогическое сопровождение и руководство игрой, активно используя её возможности для развития самостоятельности, навыков общения, установления доброжелательных отношений при взаимодействии друг с другом.

Развивая познавательный интерес детей, любознательность и мотивацию к творчеству, педагоги выстраивали совместную деятельность с детьми на адекватных формах работы. Были реализованы различные познавательные проекты: «Животные нашей земли», «Земля – наш общий дом» (ДОУ № 18), «Путешествие в прошлое телефона» (ДОУ № 19), «Наши соседи- насекомые» (ДОУ № 16), «Животные жарких стран» (ДОУ № 15), «Путешествие на крайний север» (ДОУ №13), «Экологический патруль» (ДОУ № 9), «Далекий космос» (ДОУ № 5). В ДОУ № 17 совместно со специалистами Управления природными ресурсами был подготовлен спектакль экологического содержания «Туристы в лесу», который был успешно представлен зрителям ДОУ № 11,13,15,16. Дети старшего дошкольного возраста с увлечением занимались в кружках: «Почемучки», «Маленький эрудит» (ДОУ№18), «Экологическое путешествие» (ДОУ № 16), «РИЗО» (ДОУ№11,16) на базе ЦДТТ), «Шашки, шахматы» (ДОУ № 11,10). Воспитанники ДОУ № 11 приняли участие во Всероссийских конкурсах: «Мечтай! Исследуй! Размышляй!», «Классики – скоро в школу!».

В соответствии с ФГОС ДО художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства: восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. В течение года благодаря сетевому взаимодействию с учреждениями дополнительного образования, ТЮЗом, городским музеем, ДШИ, библиотекой у детей формировались предпосылки эстетического отношения к окружающему миру. Дети активно участвовали в городских конкурсах «Волшебный голосок», выставках («Своей рукой рисую сказку», «Зареченская страна», «Все мы любим цирк», «Будущее планеты в наших руках), фестивалях («Танцующий детский сад» в рамках проекта «Танцующий город»). Участники детско-родительской студии «Вместе» ДОУ № 18 (руководитель М.В.Прилепская) стали дипломантами (1 место) регионального конкурса «Танцующий город».

В течение года дети посещали театральную студию «Теремок» ДОУ № 11, кружки «В гостях у сказки» (ДОУ № 10), «Волшебная иголочка»(ДОУ № 15), «Маленький художник» (ДОУ № 18), «Золотые руки», «Лепная сказка» (ДОУ № 19). Были реализованы проекты: «Из чего сделаны краски» (ДОУ № 14), «Русские писатели о природе» (ДОУ № 16 совместно с библиотекой), «Любимая книга нашей семьи» (ДОУ № 5). Выпускники ДОУ № 16 стали лауреатами Всероссийского экологического форума «Зеленая планета» в номинации «Многообразие вековых традиций».

В целом выпускники ДОУ готовы к обучению в школе. Для совершенствования работы в выпускных группах по обеспечению готовности дошкольников к переходу на следующую образовательную ступень необходимо:

  • обеспечить организацию воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
  • продолжать работу по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей, обеспечивая качество проводимых в каждом ДОУ профилактических и оздоровительных мер;
  • совершенствовать работу по развитию речи дошкольников, используя комплексный подход, расширяя арсенал эффективных методов и приемов обучения детей рассказыванию.
  • для анализа профессиональной деятельности воспитателей использовать в качестве ориентиров целевые ориентиры, заложенные в требованиях стандарта.

В стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется взаимодействию детского сада с семьёй. Стандарт ориентирует сегодня педагогов на взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Развивая сотрудничество и партнёрство с семьями воспитанников, педагоги ДОУ использовали интерактивные формы взаимодействия с семьёй, одной из которых являются родительские клубы, функционирующие сегодня   во всех детских садах, но наиболее активно данная форма поддерживается педагогами и родителями ДОУ №№ 18, 5,10, 17, 19.

С целью изучения мнения родителей о качестве дошкольного образования ежегодно в детских садах города проводится анкетирование родителей воспитанников всех возрастных групп. В мае 2014 года в опросе приняли участие 2489 человек, что составляет 83% от числа детей ДОУ. Показатель удовлетворённости родителей качеством дошкольных образовательных услуг в 2013-2014 учебном году составил 98,7%. В некоторых садах этот показатель выше: в ДОУ № 13 он составляет 98%, в ДОУ № 7 – 100%. Оценивая рейтинг детского сада, 83% родителей считают его высоким. В ДОУ №№ 17,9,16,7 он выше и составляет 91-98%. За последние три года самый высокий рейтинг, по мнению родителей, у детского сада № 7 (98%).

За последние три года возросло число родителей, принимающих активное участие в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. По данным опроса, 97% родителей согласились с утверждением, что им предоставляется возможность участвовать в жизни детского сада. Родители являются участниками совместных проектов, конкурсов, фестивалей. Укрепляются партнёрские взаимоотношения с педагогами ДОУ. 98% родителей считают, что педагоги выстраивают свои взаимоотношения с ними на основе диалога и открытости.

Учитывая требования федерального государственного образовательного стандарта, Департамент образования, педагогические коллективы детских садов, руководители ДОУ в качестве приоритетных направлений работы на 2014-2015 учебный год рассматривают следующие:

  • сохранение доступности и обеспечение качества дошкольного образования;
  • развитие вариативных форм организации дошкольного образования с учётом запросов родителей;
  • обеспечение условий (нормативных, организационных, кадровых, финансово-экономических и информационных) для введения ФГОС ДО в практику ДОУ;
  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие кадрового потенциала, расширение возможностей профессиональной самореализации педагогов.
 
Баннер