№ 48 Ноябрь 2007

Детско-юношеская газета "Четвертое Измерение"

1ПРАВО ВЫБИРАТЬ

2 декабря 2007г. состоялись выборы в Государственную думу. Уже за месяц до этого события в СМИ появилась политическая реклама, призывающая избирателей сделать свой выбор, а кругом выросли рекламные щиты и стали распространяться листовки с лозунгами тех или иных партий. С раннего утра и до самого вечера по всей стране работали избирательные участки, а к тем людям, которые по состоянию здоровья не смогли прийти на выборы, но очень хотели отдать свой голос какой-либо партии, члены избирательных комиссий приходили домой, чтобы ни один из голосов не был потерян. Молодых людей, пришедших проголосовать впервые, поощряли шоколадками и другими приятными мелочами.

В моей школе тоже работал избирательный участок №103, где улыбчивые и учтивые сотрудники избирательной комиссии объясняли процедуру голосования, выдавали бюллетени, а после подсчитывали голоса. По результатам выборов в Государственную думу прошли 4 партии. Это "Единая Россия", набравшая максимальное количество голосов, а также КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия".

Но какими бы ни были результаты, важно, что каждый смог сделать свой, единственно, ведь право голоса, выбора, возможность поучаствовать в судьбе своей страны - это здорово!

Ксения Жидкова, 11 кл., шк. № 225

22 декабря наряду с выборами в Государственную Думу РФ и Законодательное собрание Пензенской области в школах и учреждениях дополнительного образования г.Заречного открылись дополнительные участки для голосования, на которых каждый житель нашего города мог высказать свою позицию по отношению к тому или иному учебному заведению и принять участие в выборах в управляющий совет образовательного учреждения. Жители нашего города подавляющим большинством голов поддержали наши образовательные учреждения, высказали положительную оценку их деятельности. А в школах были избраны управляющие советы, в которые вошли родители, учителя и старшеклассники, которые теперь смогут принимать участие в решении вопросов жизнедеятельности своего образовательного учреждения.

Проголосовавший

3БУДНИ ЮНЗАРА

В конце октября и начале ноября юнзаров можно было увидеть на разных городских площадках. Так в день 89-летия Коммунистического союза молодежи юнзары поздравили комсомольцев с Днем рождения и пожелали всего самого доброго и не обходимого в жизни каждому человеку - Юности души! Настоящих друзей! Здоровья! Активности! Радости!

Яркие трех цветные галстуки юнзаров жители города увидели и 4 ноября в городском парке. Ребята поздравили всех жителей Заречного с важным государ-ственным и сегодня абсолютно необходи-мым праздником - Днем Народного Единства!

Начались каникулы и снова юнзары не остались в стороне!

В "Доме детского творчества" - в настоящем Юнзар-центре состоялись лагерные сборы. Праздник детства на два дня! В первый день активисты движения юнзар - школьники города путешествовали по творческим мастерским, в которых учились премудростями творческой деятельности. В одной мастерской ребята изучали методику организации игр в детских лагерях и на перемене в школе, на другой пели бардовские песни, здесь же ребята выучили и песню юнзаров, так мастерски и красиво исполненную П.В. Савиным, далее ребят ожидало творческое задания ко Дню Матери и еще много интересного в других мастерских. Закон-чилось творческое путешествие доброй беседой за чаем и вкусными сладостями. А вечером ребята пустились в пляс на дискотеке в формате ДДТ.

Второй день сборов прошел на свежем воздухе у лесного пруда. Описать, что происходило в зоне отдыха "Лесная" очень трудно! Много ребят, румяных от небольшого мороза, с криками радости носились по только выпавшему снегу в острой спортивной битве между командами юнзаров. Разгоряченные юнзары в окружении своих вожатых из отряда "Стремительный" (ДДТ) добывали знамя команды, играли в змейку, прыгали с мячами и яростно болели за своих друзей по команде. Как и полагается, каждый поход завершается дружным исполнением песен у костра. А петь было что, ведь ребята выучили и вспомнили много известных бардовских песен в первый день. Нажарив сосисок, напившись чая, юнзары побрели домой! Еще долго в их глазах играл огонек того костра, что объединил их во второй день!

1. Юность Заречного -4

это движение!

Детских сердец

объединенье.

Вперед устремленных

возьмем мы с собой,

Активным будь, смелым -

На месте не стой!

ПРИПЕВ:

Смелей шагай по свету5

Юность не знает границ

И нас счастливей нет,

Нет светлей наших лиц…

2. Заречный - наш город,

его мы творенье -

В завтра летящее поколение

Юность нас всех позвала

за собой

К делам и свершеньям -

На месте не стой!

ПРИПЕВ

3. Спешит состояться мое поколение,6

Пусть нас не оставит

свет вдохновения.

Сейчас все зависит

от нас с тобой.

Добрым будь, сильным -

На месте не стой!

ПРИПЕВ

7С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!

14 ноября во Дворце детского и юношеского творчество г. Пензы состоялось подведение итогов областного Фестиваля детско-юношеских СМИ. На конкурс было представлено около ста школьных газет со всех уголков нашего пензенского края. Наш город представляли победители 2 городского Фестиваля детских и молодежных СМИ - газеты лицея № 230 "Лицеист", школы № 224 "Друг", школы № 229 "Искорка" и газета Межшкольного учебного комбината "Четвертое измерение". Как и на городском конкурсе, так и на областном все они были отмечены жюри. Газета "Искорка" была отмечена в номинации "Молодцы!" как газета, которую выпускают самые младшие школьники, остальные газеты стали победителями в номинации "Лучшая компьютерная газета". Все редакции этих школьных изданий были награждены дипломами и подарками.

Но этот день запомнился ребятам не только высокой оценкой их творчества на областном уровне. 14 ноября редакция областной детско-юношеской газеты "Пятый угол" отмечала свое 15-летие! Поздравляли ребят и редактора газеты Галину Евгеньевну Зелинскую и выпускники, и студенты отделения журналистики ПГПУ, и преподаватели вуза, представители администрации г. Пензы и областных министерств и ведомств. Самые теплые поздравления прозвучали из уст мальчишек и девчонок школьных пресс-центров области. Не остались в стороне и зареченские юнкоры. Стихи, песня под гитару и "необходимая вещь для журналиста" стали нашим подарком "Пятому углу".

Участники фестиваля

9СТОИТ ЛИ ОСУЖДАТЬ МОЛОДЫХ?

Нередко взрослые говорят о молодежи как о пассивных членах общества. Считают, что они не такие, как все (выглядят и ведут себя по-другому, мечтают, говорят и даже думают иначе), забывая, что когда-то сами были объектами подобных высказываний. Они любят упоминать о проступках нового поколения: авторитетов не признают, дальше себя никого не видят, учиться не хотят. Но не вся молодежь - любители пива, сигарет и безделья. Есть и другие.

Например, в нашем городе есть одиннадцать общественных объедине-ний. Одним из них является Городская Детская Дума, в которую входят дети с активной жизненной позицией. Они делают все, чтобы наша жизнь стала немножечко лучше.

Одно из таких мероприятий проводилось 4 октября 2007 года. Оно заключалось в том, что ребята препод-несли подарок учителям к их профессиональному празднику, нарисо-вав поздравления на асфальте под окнами их домов, около школ и магазинов.

Или ко Дню Победы навещали с поздравлениями ветеранов. При виде нас их лица расплывались в улыбке. Они были рады, что есть люди, которые не забыли про них. Да и нам было полезно общение с ними. Мы узнали много нового из их рассказов о войне.

Но этим деятельность Городской Детской Думы не ограничивается. Помимо всего прочего, дети взяли шефство над младшими школьниками. Раз в четверть они проводят для них развлекательные мероприятия, придумы-вают игры. Совершая эти добрые дела, ребята добавляют в мир частичку радости.

К сожалению, конечно, есть ребята, которые и ведут себя неподобающим образом, и закон нарушают. Только стоит ли их винить за это? Не виноваты ли сами взрослые, которые вовремя не помогли, не остановили их? Хорошо им рассуждать о невоспитанной молодежи, когда в их детстве и юности они не знали, что такое наркотики, были защищены от всякой чернухи и порнухи, которая заполонила сегодня экраны телевизоров.

Даже если рассмотреть статистику, которую предоставил Фонд общест-венного мнения, то значительная часть показателей активности жизни молодежи в Российской Федерации почти в два раза превышает уровень таких показателей европейских сверстников.

Как выяснилось, граждан-ственность для российской молодежи имеет существенно большее значение, чем для их европейских сверстников: 64% россиян заявили, что готовы защищать свою страну, европейцев - 34%. Также молодые россияне с большим, чем их европейские сверстники, оптимизмом смотрят в будущее: 79% - по сравнению с 46% среди европейцев - уверены, что будут жить лучше, чем их родители. Если большинство европейцев не стремится к славе, считая, что она создает зависимость от мнения других, в России 41% опрошенных (против 19% в Европе) стремятся стать известными.

Так может, взрослым стоит задуматься о своем мнении относительно молодежи?

Егор Храмов, 7б, лицей №230

ДЕНЬ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ

В советское время День Великой Октябрьской революции (по новому стилю 7 ноября) был государственным праздником, который отмечали всей страной. Выходили на демонстрации с разными транспарантами, плакатами и обязательно повязывали красную ленточку или красную гвоздику.

Красный цвет означал цвет крови, пролитой за идеи социалистической революции и в борьбе за становление советского, свободного государства. Во время шествия и демонстраций советские люди радовались и выкрикивали: "Да здравствует Великая Октябрьская Социалистическая революция!!!".

Этот день воспринимали не как простой выходной, а как настоящий праздник. В этот день отдавали дань памяти и уважения всем павшим за дело революции, тех, кто встал на защиту крестьян и рабочих.

В СССР этот государственный праздник никто не мог забыть, тем более отменить, т.к. события, произошедшие 24-25 октября 1917 года, являлись неотъемлемой частью истории СССР. Люди отмечали День Великой Октябрьской Социалистической революции с чувством национального достоинства, с гордостью за свою историю.

В этом году Великой Октябрьской революции исполнилось 90 лет. В наше время День Великой Октябрьской революции отмечают только истинные коммунисты, люди оставшиеся верные делу вождя народов Ленина, Сталина и многих, кто строил коммунизм, "не жалея живота своего".

В Заречном в этом году 7 ноября состоялся митинг, посвященный дню Великой Октябрьской революции. Коммунисты города и их единомышленники вышли в этот день на площадь Ленина, чтобы с гордостью встретить свой праздник. Конечно, митинг не был массовым, потому что участвовали в нем лишь ветераны и пенсионеры, те, кто смог придти седьмого числа на площадь. Несмотря на малочисленность людей - их было заметно. Участники митинга имели красную лен-точку, закрепленную на груди, красные флаги, транспаранты с изображением Ленина. На митинге высказывались мнения по поводу "новой" или "старой" жизни людей, высказывались недовольства из-за отмены праздника официально, вспоминали "времена Сталина" и как он привел всех к победе в Великой Отечественной войне. Можно сказать, что люди испытывали ностальгию по прошлому, вспоминали безвозвратно прожитие годы.

Михаил Шаныгин, 11 кл., шк. № 216

10ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ КАК РАЗРУШИТЕЛИ ОРГАНИЗМА

Проблема употребления алкоголя, табака и наркотиков очень актуальна в наши дни. Сейчас их употребление характеризуется огромными цифрами. Страдают окружающие люди, но, в первую очередь, под угрозу становятся дети и молодежь.

Сейчас с каждым днем становится все больше и больше людей, которые губят свою жизнь курением, алкоголем и, самое ужасное и опасное, употреблением наркотиков.

Почему так стало? Ведь раньше об этом не могли даже подумать! Мы должны задуматься о нашем здоровье и будущем поколении. Раньше несовершеннолетним не продавали сигареты, алкогольные напитки. Сейчас же все это легко продается, хоть на кассах и висят наклейки, что лицам, не достигшим 18 лет, алкоголь и сигареты не продаются. Хорошо, что существуют специальные рейды милиции, которые проверяют магазины. Туда входит специальный человек в гражданской одежде и наблюдает за тем, что и кому продает продавец. Если он ловит продавца с поличным, на него накладывается штраф, а на хозяина магазина еще больший штраф.

Очень много использованных шприцев на детских верандах. Это очень опасно. Если эти наркоманы не заботятся о своей жизни, то и ставят под удар другие. Ведь маленькие дети могут нечаянно уколоться, а этого хватит, чтобы заразиться. Надо с этим бороться.

Любое употребление наркотиков, а к ним относятся и табак, и алкоголь, и сами наркотики, быстро разрушают организм, тем более, еще не сформировавшийся организм подростка. Так как в большей степени злоупотребляют наркотиками люди, еще не имеющие семей, то, можно сказать, что будущего у них нет.

Юлия Зотова

11ЗАРЯДКА!?

Шекспировский вопрос "Быть или не быть?" уже неактуален в наше время. Сейчас большей популярностью пользуются вопросы: "Опоздает или не опоздает?", "Пить или не пить?". Причём последний вопрос в данном случае совсем не о спиртных напитках, а всего лишь о кефире, ну или о молоке, но об этом позже.

Наше многоуважаемое правитель-ство, наверное, считает главным и злободневным вопросом современности не борьбу с бедностью, не борьбу с массовой безграмотностью, не борьбу с коррупцией, …., а вопрос здоровья сегодняшней молодёжи. Это уже стало понятно после того, как наряду с тремя часами математики (которая, как я хочу заметить, просто необходима всем), ввели и три часа физической культуры. Мне просто хочется узнать их мотивацию. Либо они думали: "Раз уж прогуливают два урока, надо и третий прибавить, чего уж, не жалко", либо считали, что, например, один урок русского языка - вполне нормальное количество для успешной сдачи выпускного экзамена, а вот двух уроков физкультуры явно не хватает. А в принципе кому он нужен, этот русский язык, ничего же, что даже высокопоставленные деятели говорят слова с неправильным ударением, а уж про несчастное местоимение "их" я уже просто молчу… А самое главное, меня этот вопрос мучает уже долгое время: зачем вводить третий час физкультуры, когда в школах нет элементарных снарядов? Если из урока в урок ученики делают одно и тоже, без желания, без интереса? Зачем это делать, когда даже нет нормальных раздевалок, которые не ремонтировали со времен открытия школы? и самое главное: почему ребёнок, набегавшись, напры-гавшись на уроке, должен идти на следующие занятия с ну очень привлекательным ароматом? Почему в столичных школах, где тоже три часа физкультуры, есть душевые, есть уроки аэробики, а не это привычное: "Девочки, для разминки кружком десять, а потом лапта"! Почему же работники Департамента образования нашего города не ставят вопрос об этом, почему директора наших школ оставляют всё как есть? Какое уж здесь здоровье, когда того глядишь, задохнёшься в раздевалке!?

Но на этом программа "Здоровье за 5 лет" не остановилась. Она получила продолжение в виде зарядки по утрам. Вот картина Репина: в 20 минут школа пуста, так как все ученики в классе и готовы к выполнению зарядки. Музыка, и пошло: ножка вверх, ручка вниз, плечи работают. Сначала, когда нам об этом сказали, мы не поняли: это шутка или сегодня, правда, 1 апреля! Но потом нам популярно объяснили: это снова забота о нашем здоровье. Вот радость-то! А если, вдруг, ты опоздал, у тебя сам директор берёт дневник и пишет замечание: "Опоздал на зарядку". Одно спасибо, родителей в школу не вызывают. Но на этом политика всеобщего приобщения к утренней зарядке не закончилась. В школе её называют политикой "кнута и пряника". Ну, чем является кнут понятно, а вот пряник…. Пряник - стакан кефира или молока, и лозунг "Возьмёшь кефир - получишь пирожок". Ну, это сначала был пирожок, теперь-то печенка! Что ж я, пожалуй, подожду пирожное! И самое главное, зарядка - это обязательный факт. Ничего страшного, если именно этих 10 минут не хватает на завершение курсов по математике. Нет, зачем нам математика, если при вступительных экзаменах мы показываем своё умение делать зарядку и пить молоко! Зачем нам ЕГЭ по русскому языку? А, кроме того, ведь по правилам физической культуры, перед зарядкой должна быть пробежка, а после - ванные процедуры. Ой, лучше бы молчала, а то ведь введут.

Н.Белова

О НАБОЛЕВШЕМ

Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова её цель? Извечные вопросы, на которые, как кажется, ответ знает каждый человек. Но если задуматься и задаться вопросом: а что такое культура для современного человека? что такое культура вообще? - сможет ли подросток ответить на него?

В толковом словаре С. И. Ожегова даётся пять определений данному слову: это и совокупность достижений человечества в производственном, духовном, общественном отношении; это и разводимое растение и т.д. На мой взгляд, культура - это какое-то абстрактное понятие, объединяющее множество других. Все действия человека - это результат его культуры, культуры общества, в котором он живёт. Кого называют культурным человеком? Наверное, того, кто находится на высоком нравственном уровне, того, кто стремится быть ещё выше, того, кто уважает и ценит как свою культуру, так и культуру других народов.

Конечно, никто не отрицает существование культуры. Но когда и кто закладывает её основы в человека? Вероятно, сначала родители, потом воспитатели, учителя, ну и, наконец, сама жизнь. Огромную роль в приобретении культуры вообще я отдаю традициям России. Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех её пороках и, по-моему мнению, совершенно бесполезных новшествах одна из самых лучших, если не лучшая в мире. Я убеждена в том, что во многом именно широкой гуманитарной основой нашего образования и многовековыми традициями мы обязаны так называемому феномену "русских мозгов". Кроме того, русская литература, и, следовательно, и русская культура поддерживали русский народ и помогали ему во все времена, особенно в войну. На мой взгляд, без стихотворений "Жди меня" Симонова, "В землянке" Суркова, седьмой симфонии Шостаковича… русский дух был бы сломлен в годы войны.

Литература формирует и воспитывает в человеке духовное начало, прививает любовь к нравственным ценностям, предостерегает от пошлости и морального уродства. И как доказательство, хочу привести слова Эйнштейна о том, "что Достоевский даёт ему больше, чем математика". Это не случайно, ведь читая даже учебник по истории, современный детектив или классику, ты становишься внутренне богаче, ты можешь найти решение проблемы или ответ на давно мучающий тебя вопрос.

Поэтому особенно актуальным становится вопрос о качестве преподавания литературы в школе. Это не должно быть системой, потоком информации, а "Евгений Онегин" - просто "энциклопедией русской жизни"; нет, ведь сделать из всех нас достоевских и лермонтовых - это не самоцель уроков литературы, но понимать и чувствовать духовность русского народа должен научиться каждый. Я бы хотела вспомнить слова известного русского гуманиста М. Горького: "Цель литературы - помогать человеку понимать себя". Но, к большому сожалению, в последние годы сталкиваешься с массовой безграмотностью молодого поколения, с безынициативностью, с потерей интереса как к классике, так и к современным поэтам и писателям. На пьедестал, долгое время занятый поэзией, драматургией, классикой, уверенно поднялись другие гиганты современности: Интернет, компьютерные диски, мыльные оперы. "Конечно же, все эти три компонента - результат развития современного мира, результат всемирного внедрения новейших технологий в нашу обыденную жизнь", - может сказать каждый. Нет. Я не согласна с этим. Несомненно, компьютер, телевидение, всеобщая мобилизация - важная часть любого общества, мы просто не сможем дальше развиваться без всех изобретений; но вопрос в другом: могут ли они играть такую роль в воспитании человека и правильно ли это? Кто-то может возразить, сказав, что Интернет, например, позволяет людям с ограниченными возможностями получать образование в удобных для них условиях, что по телевидению мы можем быстро и наглядно получить текущую информацию и т. д. Но, с другой стороны, мы не должны переходить границу. Разве может скачанное краткое содержание какого-либо произведения заменить оригинал? Разве может какая-либо экранизация заменить собственные ощущения и чувства? Я не говорю, что не следует смотреть исторические сериалы или фильмы. Это надо, но это не должно выходить на первое место. Ведь тот же самый фильм - это видение режиссера, а не твоё.

Сейчас трудно найти подростка, заинтересованного творчеством какого-либо писателя, поэта. А даже если такие и есть, то преимущественно читают современную фантастику, за что отдельное спасибо Дж. К. Роулинг и С. Лукьяненко. Но мне могут возразить, что книги очень дорогие, на что я могу просто ответить: "Компьютерные диски не дешевле". На мой взгляд, существуют стереотипы, которым многие поддаются. Сегодняшняя молодёжь, за редким исключением, нечитающая, за редким исключением, и это факт. Но хотелось бы напомнить: классика сегодня в моде.

Возможно, потеря интереса к литературе объясняется тем, что все в школьной программе остаётся неизменным. Но мир меняется, значит, меняемся и мы, и наши интересы. На мой взгляд, было бы совсем не катастрофично, если из четырёх часов, отведённых урокам литературы, хотя бы один был посвящен зарубежным авторам.

Роль литературы в нашей стране уникальна: художественное произведение доступно всем и везде. Исторически сложилось, что именно литература собирает нас в народ, задавая общие нравственные ориентиры, и именно школа сообщает, передаёт молодым гражданам литературный канон, завещанный культурой. Связь с книгой для большинства из нас - это и доступный культурный досуг, и высокое общение, и даже - в трудную минуту - "последнее прибежище". Но понимает ли это чиновник, занимающийся разработкой учебного плана по литературе. На мой взгляд, нельзя останавливаться только на отечественной классике, кроме того, сейчас много талантливых писателей, чьи работы заслуживают внимания. Так очень известны писательницы, уже прочно занявшие свою нишу в современной русской прозе, - это. и Д Рубина, и Л. Улицкая, и М.Арбатова. Писатели XX века также необычайно интересны. Здесь представлен весь спектр литературы. Психологические драмы на фоне двух великих войн Э. М. Ремарка, "Парфюмер" П. Зюскинда, Б. Кафка и его блестящая новелла "Замок", Моканин и его городская проза 60-х годов, Шукшин и его деревенские рассказы - все эти авторы достойны того, чтобы их творчество изучалось, обсуждалось на уроках литературы. Ведь они в своих произведениях поднимают злободневные проблемы нашей жизни. Кроме того, Заречный - город талантов. И, конечно же, у нас много своих литературных деятелей. Это и прозаик В. С. Шаповалов и его "Любимый дом", это и поэты: О. Правдина, О. Коршунова, В. Кельх, Т. Кадникова, М. Кириллов. Тогда возникает вопрос, почему же мало кто знает все эти имена? Почему мы не читаем и не знаем их произведения? Это бы во многом не только обновило школьную программу по литературе, но и оживило её, сделало более разнообразной и интересной.

Жизнь полна событий, переживаний, и когда тебе кажется, что всё уже испытано, она преподносит тебе новые сюрпризы. Да, литература в школе - это обязательный предмет, но не стоит воспринимать его только как необходимость. Открой книгу, прочти страницу, две, главу - и ты почувствуешь, как оказываешься в новом для тебя мире. Тебе может не понравиться - попробуй другую. Литература не ограничивается только школьной программой или русскими авторами. Их миллионы, миллионы тех, кто хочет показать тебе новое или поделиться своими впечатлениями о старом.

Для меня литература - это не предмет в школе, по которому я должна получить оценку. Нет, литература - это часть культуры, без которой мы превращаемся из наследников традиций в обезличенных людей, в просто население. Так должны же мы бороться за свою культуру!

Н.Белова

 

Четвертое измерение

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер