Проект «Илья Муромец против Бэтмена»

Чугунова Е.В., воспитатель

МДОУ «Детский сад № 18»

г.Заречный Пензенской обл.

Формирование человека как члена гражданского общества, сознающего личную ответственность за страну, сейчас особенно актуально. От того, как решаются задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

 

В последнее время формируется представление о мире с позиций западной культуры. Это и мультфильмы, и книги, и игрушки, которые зачастую не несут воспитательных задач, а откладываются в памяти в форме ярких зрительных образов (и ребенок с криком просыпается ночами), в форме образцов поведения (и растет количество драк, конфликтов, проявлений агрессии в играх детей, да и в их обычных отношениях). Везде: на плакатах, буклетах, видеофильмах царствуют выдуманные, далекие от реальности: Бэтмен, Человек-Паук, черепашки-ниндзя и др. Даже коллекционируют наши дети сейчас вкладыши, календарики, значки с их изображениями. Эти наклейки учат, воспитывают и незаметно растлевают, прививают патриотизм, но не к своей стране.

8

В пику этому мы решили культивировать наши исконно русские обычаи, устои; прививать уважение к нашим героям: Илье Муромцу, Алеше Поповичу, Добрыне Никитичу и другим. Эти былинные герои существовали на самом деле, они не придуманы. Богатыри защищают Родину, добрых людей от злых. Они суровые, но справедливые. Слава богатырей русских испытана веками, а слава Бэтмена и других западных героев и не слава вовсе, а быстротечная мода на глянцевых героев. Тяжело Илье Муромцу в борьбе с Бэтменом. Бэтмена поддерживают зарубежные «спонсоры». Но не хотим мы забывать наших былинных и сказочных героев! Поможем им выстоять! Не дадим их предать забвению!

7

Мы  посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам народной культуры. Ведь она отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Коллекционирование игрушек былинных героев, атрибутики русских воинов, открыток, магнитов, книг о них создает условия для того чтобы в процессе собирания объектов, отыскивания информации о них и систематизации, «ожила» история нашей страны, стали ближе и роднее истинные герои Земли Русской.

Цель: формировать у детей представление о том, что они являются носителями культуры России, воспитывать ребят в национальных традициях. Прививать уважение к нашим героям – Илье Муромцу, Алеше Поповичу, Добрыне Никитичу и другим.

Задачи:

  • привлечь внимание детей к собиранию игрушек, открыток, значков, магнитов с изображениями былинных героев;
  • формировать представления детей о том, что у каждого народа есть своя история, традиции, герои;
  • воспитывать уважение к защитникам Родины, чувство гордости за богатырскую силу России;
  • познакомить детей с понятием «былинный богатырь», обогащать знания детей о нем (как зовут, во что одет, чем занимается);
  • закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук).

Вид проекта: творческий, игровой. Групповой.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет), их родители, педагоги детского сада.

Срок реализации: 2 месяца

Модель трех вопросов

Что дети знают о богатырях:

…это такой человек, который спасает людей, он добрый, у него есть усы и борода

…это большой добрый человек, он ездит на коне

…это великан, он ездит на машине, когда у него конь ломается

…это веселый, добрый человек, у него меч в руках, чтобы победить Кощея, Змея Горыныча и других хулиганов

Что хотят узнать:

Как зовут богатырей?

Почему у них такие имена?

Где они живут, что делают?

С кем богатыри сражаются?

Почему они всегда побеждают?

Можно ли стать таким богатырем?

Как этому научиться?

Как это можно сделать:

-спросить у мамы, папы;

-посмотреть в компьютере;

-сходить в библиотеку;

-прочитать в энциклопедии;

-узнать у Елены Владимировны и Ольги Васильевны;

-посмотреть по телевизору

 

Распределение деятельности по этапам проекта

Этап

Деятельность детей

Деятельность педагогов, родителей

Моделирование ситуации,

выявление проблемы

-вживаются в сюжетно-ролевую ситуацию;

-осознают и личностно воспринимают проблему

-вводят в игровую ситуацию;

-формулируют проблему;

-определяют задачи

Организация работы над проектом

-систематизируют информацию;

-распределяются по группам;

-выбирают тему коллекции;

-планируют совместную деятельность;

-распределяют обязанности

-помогают распределить обязанности, объединиться в группы;

-находят информацию;

-помогают планировать деятельность

Практическая деятельность по решению проблемы

-обращаются к книгам, иллюстрациям;

-отбирают информацию из других источников;

-слушают былины, сказания;

-заучивают пословицы;

-рисуют, лепят   богатырей, коней, оружие;

-участвуют в создании макетов старинных построек (городов, крепостей);

-собирают коллекции игрушек, вкладышей, календарей, значков, магнитов с тематикой «Герои Земли   Русской»

 

-организуют и участвуют в работе по проекту;

-создают условия для коллекционирования игрушек, вкладышей, магнитов с тематикой «Герои Земли Русской»;

-готовят к показу свои коллекции;

-подбирают книги, иллюстрации, видео- и аудиоинформацию;

-оказывают практическую помощь;

-дают необходимые рекомендации

Презентация продуктов деятельности

-выставка коллекций;

развлечение «Илья Муромец против Бэтмена»;

 

-сюжетно-ролевые игры: «Русские богатыри»,
«Русская крепость»

-вместе с детьми организуют выставку коллекций;

-готовят материал для   развлечения, участвуют в инсценировке;

-помогают в подготовке атрибутов к игре

 

Примерная схема осуществления проекта «Илья Муромец против Бэтмена»

Образовательные области

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей»

 

Викторина «Русские Богатыри»

Слушание в грамзаписи былин «Илья Муромец и Соловей-разбойник, "Илья Муромец и Идолище поганое" и др., русских народных сказок: «Финист - Ясный Сокол», «Никита Кожемяка и Змей Горыныч» и др., сказок А.С. Пушкина: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»

Составление фонотеки былин и сказок о богатырях

Коммуникация Художественное творчество

Рассматривание картин В.М. Васнецова: «Богатыри», «Витязь на распутье»

 

Рассматривание репродукции картины Н.  К. Рериха «Бой со змеем»

Подбор, чтение и заучивание пословиц, поговорок

Художественное творчество

(рисование, лепка, аппликация)

Труд

«Богатыри», «Оружие богатырей», «Одежда богатырей» «Богатырский конь», «Древние города»

 

Собирание и рассматривание иллюстраций с изображением  богатырей, картинок с изображением оружия, элементов одежды, коней; изготовление макета крепости, атрибутов для игры «Русские богатыри»

Социализация

Коммуникация

Безопасность

Физическая культура

 

Дидактическая игра: "Богатыри земли русской"

Дидактическая игра: «Собери богатыря в путь»

 

Собирание игрушек: наборы солдатиков «Русские богатыри», «Крепость»,   «Русское старинное оружие», рассматривание и игры с ними

Сюжетно-ролевая игра «Русские богатыри»

Спортивное развлечение «Богатырские забавы»

Музыка

Коммуникация

Слушание песен о Руси – матушке

Слушание грамзаписи: Э. Григ – «Утро», М. Мусоргский – «Ночь на Лысой горе» и «Богатырские ворота», Л.Бетховен – «Ода к радости»

 

Литература в помощь воспитателю

  1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: «ЦГЛ», 2004.
  2. Как научить детей любить Родину./ Авт.-сост. Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова – М.: АРКТИ, 2003.
  3. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  4. Николаев И. Русская крепость.//Игра и дети. 2004. № 4.
  5. Новицкая М.Ю., Науменко Г.М.  Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть. Русский детский игровой фольклор, книга для учителя и учащихся. – М.: Просвещение, 1995.
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер