«Учитель года Пензенской области - 2012»

С 18 по 20 апреля 2012 года проходил областной конкурс «Учитель года  Пензенской области - 2012». Заречный на нем представляла победитель городского конкурса Ольга Николаевна Чередникова, учитель русского языка и литературы лицея №230, увлеченный своим делом, энергичный современный педагог.

Наш город постоянно участвует в этом престижном конкурсе и знаком с его традиционно сложившейся процедурой. Однако на этот раз конкурсантов подстерегали неожиданности.

18 апреля в классической гимназии №1 г. Пензы состоялось открытие конкурса. После представления участников и членов жюри  был объявлен порядок работы второго конкурсного дня: названы классы и номера открытых уроков, т.е. никакой жеребьевки (как было указано в программе конкурса) не проводилось! На этом сюрпризы не закончились. Выяснилось, что урок литературы Ольга Николаевна должна будет дать шестым уроком в той же группе учащихся 7 класса  по той же теме, что  еще одна конкурсантка, но четвертым уроком! Нашу просьбу о замене группы учащихся организаторы удовлетворить не смогли (или не захотели).

Второй конкурсный день, «Урок в незнакомом классе», удивил всех учителей гуманитарной номинации, объединившей преподавателей русского языка и литературы, четверо из которых выбрали литературу для испытания, двое – русский язык. А в номинационное жюри были включены два учителя истории и представитель областного комитета профсоюза работников образования. Конечно, высокопрофессиональный учитель способен оценить любой  урок, но не секрет, что каждый предмет имеет свою специфику, особенности, тонкости, хорошо известные именно учителю-предметнику! Поэтому, как правило, именно мнение коллег  по предмету особенно значимо для учителя-практика. Вызывает недоумение и количественный состав жюри! В состав других номинационных жюри конкурса входило от 5 до 6 членов.

Программа по литературе рекомендует при изучении рассказа А.П.Платонова «Юшка», а именно это произведение стало предметом обсуждения на конкурсном уроке, обращать внимание на непохожесть главного героя на окружающих людей, на его душевную щедрость. Анализ текста должен подвести ребят к осознанию необходимости сострадания и уважения к человеку, к мысли о неповторимости и ценности каждой человеческой личности. В ходе обсуждения произведения школьники  поднимаются до нравственных понятий, выходят на понимание общечеловеческих ценностей , объединенных в Девять Заповедей Блаженства. В этом ключе Ольга Николаевна и построила свой конкурсный урок. Семиклассники  гимназии №1 увлеченно выполняли предложенные задания, делали «взрослые» выводы, размышляли о современной действительности, вспоминали ситуации из своей жизни. А после звонка аплодировали учителю вместе с присутствовавшими на уроке гостями. Чувство удовлетворения от совместной работы, от глубины погружения   в проблему испытывали и дети, и взрослые, не сдержавшие слез. Поставленной цели учитель добился. Ощущение единения, понимания,  сопереживания осталось у всех, кто присутствовал на уроке….. Но нестыковки и накладки в организации конкурса такого высокого уровня, явные нарушения оставили неприятный осадок. Любое профессиональное состязание- это, прежде всего, бережное отношение к участникам, поощрение их творчества, анализ и распространение представленных ими профессиональных находок. Досадно, что из-за формализованного подхода организаторов не случилось продуктивного диалога участников, их «настоящего» конкурсного общения.

Конкурс завершен, и очень жаль, что за все годы его проведения ни разу не проводились встречи с учителями - участниками конкурса, представителями муниципальных  органов образования с целью анализа по всем направлениям подготовки и проведения данного мероприятия. Очевидно: изменения необходимы, своевременны и важны. Каким будет следующий «Учительгода»?

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер