Аналитическая справка по итогам инспекторской проверки «Состояние работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в соответствии ФГОС дошкольного образования»

В соответствии с приказом Департамента образования от 29.12.2018 года № 368 в период с 21.01.2019 по 04.02.2019 комиссия в составе: Н.Н.Осиповой, заместителя начальника Департамента образования, С.В.Чернышевой, начальника отдела общего образования Департамента образования, С.В.Ананьевой, советника отдела общего образования, провела в дошкольных образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, инспекторскую проверку «Состояние работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования».

В ходе проверки изучалась документация по теме инспектирования (годовой план работы, протоколы педагогических советов, справки внутреннего контроля), был организован просмотр фрагментов образовательной деятельности, состоялось собеседование с руководителями ДОО по следующим вопросам:

  • - программно-методическое обеспечение по теме контроля;
  • - состояние развивающей предметно-пространственной среды (создание условий для совместной деятельности детей и взрослых, для самостоятельной деятельности детей по формированию элементарных математических представлений) в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
  • - организация работы по формированию элементарных математических представлений в условиях ФГОС ДО;
  • - методическая работа и её эффективность;    
  • - формы взаимодействия всех участников образовательных отношений по формированию элементарных математических представлений;
  • - состояние контроля за организацией работы по формированию элементарных математических представлений в ДОО;
  • - изучение и обобщение опыта работы педагогов по теме проверки.

 Комиссия отмечает:

  1. Администрация детских садов проводит большую работу по созданию условий для формирования элементарных математических представлений дошкольников. Это достаточно высокая степень программно-методического обеспечения основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОО (93-100%). В большинстве дошкольных образовательных организаций (ДОУ №№ 4,10, 11,13,15,16,17,19) вопросы математического развития детей, в том числе повышение уровня педагогической компетентности воспитателей по формированию элементарных математических представлений детей в разных видах детской деятельности, решаются в рамках годовой задачи. Реализация программных задач осуществляется в процессе непрерывной образовательной деятельности детей: на занятиях, в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности детей в процессе различных видов детской деятельности: в играх, в продуктивной деятельности, в процессе общения. Организация образовательного процесса по формированию элементарных математических представлений носит непрерывный характер. В рамках совместной образовательной деятельности в ДОУ № 11 проводятся образовательные циклы «Сказки фиолетового леса», в ДОУ № 16 - «Сказочные треугольники», «Час игры», направленные на развитие математических представлений и логическое мышления. Педагоги ДОУ № 7,11 развивают интерес к математике в условиях совместной деятельности детей разного возраста – в этих детских садах успешно реализуется технология «Клубный час».
  2. В каждой возрастной группе имеются «центры занимательной математики», где находятся все материалы, игрушки, раздаточный материал, счетный материал, развивающие и дидактические игры, в том числе изготовленные воспитателями и родителями. Организация математических центров в группах отвечает требованиям реализуемым программам. Во всех ДОО проведена целенаправленная работа по их насыщению дидактическими и развивающими играми,   демонстрационным и раздаточным материалом, материалом для закрепления у детей навыков счета, развития представлений о величине предметов, их форме, для формирования представлений о числе и количестве, для развития временных представлений. В группах предоставляется возможность реализации права ребенка на свободный выбор игр и игрового оборудования. Предметно-развивающая среда для реализации программы по формированию элементарных математических представлений детских садов № 4, 7, 11, 13, 16, 15, 18 отличается насыщенностью. Во всех группах ДОУ № 7 имеется монтессори-материал по развитию элементарных математических представлений. Предлагаемые детям игры в основном педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. Воспитатели стараются наполнять математические уголки полифункциональными играми и пособиями. Вместе с детьми и родителями (ДОУ № 16,10,4,18) оформлены математические лэпбуки, что способствует повышению интереса детей к математике. Для решения коррекционных задач, развития элементарных математических представлений и познавательных процессов педагоги ДОУ № 15 используют интерактивные он-лайн игры. Атрибуты и игровое оборудование безопасно, эстетично, аккуратно хранится. Во многих группах составлены картотеки математических игр, однако содержание картотек не всегда систематизировано (по разделам программы или по возрасту). Математические уголки необходимо пополнить дидактическими играми и игровым материалом для формирования представлений о пространстве, времени, величине.
  3. Для повышения компетентности педагогов в вопросах математического развития детей, их профессиональной подготовленности в системе проводится методическая работа. Самые актуальные вопросы формирования элементарных математических представлений рассматривались на педагогических советах: «Развитие познавательной активности в разных формах образовательной деятельности» (ДОУ № 18), «Развитие математических способностей дошкольников: проблемы и пути их решения» (ДОУ № 11)», «Формирование элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО» (ДОУ № 17), изучались на семинарах, семинарах-практикумах «Организация работы по ФЭМП» (ДОУ№7), «Занимательные задачи для дошкольников» (ДОУ № 13), «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр» (ДОУ №4), обсуждались во время деловой игры «Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста (ДОУ №5). С целью обмена опытом проводятся мастер-классы «Использование игровых приемов по развитию элементарных математических представлений в режимных моментах» (ДОУ №7). Творческий центр педагогов «Математика в детском саду» (ДОУ №10) стал инициатором проведения педагогической ярмарки игр и пособий математического содержания, сделанных своими руками. Эффективность методической работы во многом зависит от реализации индивидуального подхода к каждому воспитателю. Опыт работы заместителя заведующего ДОУ № 18 Тришкиной В.И. по организации эффективной методической работы с педагогами был представлен на городском семинаре руководителей ДОО «Развитие профессиональной компетентности педагога как условие реализации требований ФГОС дошкольного образования» в январе 2019 года. Для оказания адресной методической помощи в дошкольных образовательных организациях используются консультации практической направленности, посещение с последующим анализом фрагментов образовательной деятельности. В ДОУ № 7, 11, 13, 16, 18, 19 систематизирован методический материал в помощь воспитателям для анализа образовательной деятельности.
  4. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности воспитателя, но одной из важных является непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП. В целом, анализ фрагментов образовательной деятельности показал хороший уровень ее проведения. В основном, занятия построены методически правильно. Программное содержание соответствует возрасту детей, но при отборе содержания занятия воспитатели не всегда учитывают детский опыт и уровень развития каждого ребенка. Воспитатели проводят предварительную работу, изготавливают наглядные пособия, демонстрационный и раздаточный материал, но не всегда размещают его рационально. Педагоги стараются обеспечивать деятельностный подход. При организации образовательной деятельности на занятиях педагоги стремятся к партнерской форме взаимодействия, но в процессе деятельности часть педагогов выходят на методические приемы (указание, показ без необходимости, повторное объяснение и т.п.), которые выводят педагога на занятие авторитарной позиции. Дети на занятиях активны, проявляют интерес к деятельности. Некоторые воспитатели затрудняются в отборе содержания для реализации программных задач, допускают переизбыток объема программного содержания, не всегда создают условия для выбора, для проявления детской инициативы. Чаще всего активность воспитателя, во время образовательной деятельности выше, чем активность детей. Анализ взаимодействия педагогов с детьми показал, что преобладающей является речевая активность самого педагога. Познавательная и речевая активность самих детей во время образовательных ситуаций недостаточна. Многие воспитатели испытывают трудности в активизации мыслительной деятельности с помощью вопросов.
  5. Вопросы математического развития детей находятся на постоянном контроле администрации дошкольных образовательных организаций. Используются разные виды контроля — предупредительный, оперативный, тематический. Редко используется сравнительный и фронтальный контроль. Содержание тематического контроля чаще всего определяется годовыми задачами. Результаты контроля отражаются в итоговых справках, обсуждаются на педагогических советах. Контроль носит методический характер. Выводы справок внутреннего контроля не всегда соответствуют его целям и задачам, часто носят общий характер и не имеют адресной направленности, конкретных сроков исполнения.
  6. Для взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам формирования элементарных математических представлений помимо традиционных форм (консультации, родительские собрания, беседы, информация в родительских уголках) проводятся открытые занятия, реализуются совместные проекты («Научи меня», ДОУ №16). Вопросы математического развития детей выносятся на заседания родительских клубов «Играем в математику» (ДОУ № 7), «Волшебный квадрат - танграм» (ДОУ №5), «Математика вокруг нас» (ДОУ №4), «Развитие умственных способностей старших дошкольников средствами занимательной математики» (ДОУ № 19). В ДОУ № 13,16 во второй половине дня, практикуется час игры: у детей и родителей появляется возможность совместной игры, в том числе в игры математического содержания. Для родителей организуются мастер-классы «Математика — это интересно!», «Играем вместе», КВН «Занимательная математика» (ДОУ № 4). Родители активно участвуют в насыщении развивающей предметно-пространственной среды групп: помогают изготовить наглядный, раздаточный материал, изготавливают игры математического содержания.
  7. Активизировалась работа по изучению и обобщению педагогического опыта. Заслуживает внимания опыт работы воспитателей ДОУ № 7 «Монтессори материалы как эффективное средство развития элементарных математических представлений» (Маркелова А.А), «Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений» ( О.А.Гаврина), ДОУ № 18 «Логико-математические игры в работе с дошкольниками как средство формирования логического мышления» (Сущик Н.А), «Использование логических игр – головоломок с детьми старшего дошкольного возраста» (Шмелева С.Б.), ДОУ № 11 «Использование развивающих игр В.В.Воскобовича для ознакомления старших дошкольников с составом числа» (Бычкова С.А.). В каждом ДОУ необходимо продолжать совершенствовать работу по изучению и обобщению педагогического опыта, обращая серьезное внимание на его новизну, инновационность и эффективность.

Вместе с тем инспекторская проверка позволила выявить и ряд недостатков в организации работы по формированию элементарных математических представлений:

  • - не всегда систематизирован материал в математических уголках, в большинстве групп отсутствуют картотеки игр (по разделам программы и возрасту), недостаточно разнообразно представлен дидактический и игровой материал для освоения детьми представлений о пространстве, времени, величине;
  • - просмотр фрагментов образовательной деятельности показал, что не все воспитатели владеют приемами активизации речевой и мыслительной деятельности;
  • - необходимо совершенствовать работу по анализу деятельности воспитателей, совершенствовать навыки самоанализа, в том числе на этапе подготовки к занятию.
  • - требует совершенствования работа по взаимодействию воспитателей и родителей: в частности целесообразность размещаемой в родительских уголках информации (актуальность для каждой конкретной группы).
  • - необходимо активизировать работу по изучению и обобщению опыта работы воспитателей по ФЭМП дошкольников;
  • - решения педсоветов и выводы справок внутреннего контроля во многих организациях носят общий характер и не всегда имеют адресную направленность и конкретные сроки исполнения.

Выводы: комиссия оценивает состояние работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, как удовлетворительное.

 Рекомендации:

  1. Постоянно обеспечивать сменяемость и достаточную насыщенность математических уголков с учетом возраста детей, программы и интересов детей.                                                                                          
    •  Отв.: руководители ДОО  
  2. Обеспечить постоянный контроль за размещением информации в родительских уголках, обращая внимание на ее целесообразность и актуальность для родителей каждой группы.
    •  Отв.: руководители ДОО    
  3. Заместителям заведующих ДОО, методистам активизировать методическую работу по обеспечению условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей; провести серию практических консультаций по использованию педагогами эффективных методов и приемов активизации познавательной и речевой активности детей.
    1. Отв.: заместители заведующих

Председатель комиссии:                                                 Н.Н.Осипова

Члены комиссии:                                                            С.В.Чернышева

                                                                                           С.В.Ананьева

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер