Встреча с психологом (МОУ МУК) |
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться ребятами уже в 14-15 лет. Согласно ежегодно проводимым исследованиям лишь 10-15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Выбор будущей профессии – это первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники. И от того, как решит подросток эту проблему, зависит его благополучие и комфорт как в эмоциональном, так и в личностном планах. Почему же для сегодняшних молодых людей выбор профессии – это проблема? Думается, причин несколько. Во-первых, очень сильно расширился список профессий: исчезли многие «старые» (знакомые по рассказам родителей, бабушек и дедушек), появилось очень много «новых» (незнакомых старшему поколению, имеющих иностранное наименование и др.). Во-вторых, сегодняшние подрастающие дети не имеют возможности ознакомится с особенностями профессиональной деятельности своих родителей, бабушек и дедушек по вполне понятным причинам: как правило, бизнес-процессы не терпят посторонних, большая часть работы происходит в мыслительном (ненаблюдаемом) плане. Поэтому очень трудно объяснить ребенку, что папа/мама думает, поэтому устал(а). Для маленького ребенка это совершенно непонятно, для более старшего становится понятным смутно, а для старшего подростка приобретает значение статуса и состоятельности без внутреннего наполнения. В-третьих, на сегодняшний день исчезли все кружки по интересам: радиотехнический; юных фотографов, журналистов; конструкторский и другие. Подросток не может попробовать себя во всех или нескольких сферах жизнедеятельности, поэтому у него просто нет знаний о том, что ему нравится делать, а что нет. Более или менее понятной остается только сфера деятельности родителей. А этого очень мало для того чтобы сделать осознанный выбор. Что же делать в этой ситуации? И как помочь нашим детям сориентироваться и выбрать сознательно свою будущую профессию? Как раз с этой целью - профессиональной ориентации — 15 марта 2011г. в МОУ «Межшкольный учебный комбинат» состоялась встреча выпускников 9, 11-х классов с психологом ГУ «Центр занятости» Кошелевой Еленой Юрьевной. В ходе встречи рассматривались следующие проблемные вопросы:- какие причины приводят к ошибкам в выборе профессии? - что необходимо учитывать при выборе профессии? - какие профессии востребованы на рынке труда в регионе, области, городе? - какие профессии мы выбираем или отдаем предпочтение? - какие способы и методики планирования будущего существуют? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей работы. Профессия должна быть интересна. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества», например, корректору важно внимание, художнику – образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, отвечающие профессионально важным качествам. Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим личностным, характерологическим типом. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ, НЕОБХОДИМО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПОЗНАТЬ СЕБЯ. |