Сборник тезисов I Всероссийской научно-практической конференции «Юность, Наука, Культура - ЗАТО» 2008

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Соломатин Алексей Игоревич

МОУ СОШ №216 «Дидакт»

г.Заречный Пензенской обл.

Традиционные и нетрадиционные лексико-грамматические явления английского языка и их значение для перевода

Проблематика работы - Перевод аутентичных текстов ставит проблему несоответствия первичного значения слова в одном языке и его отражение в другом. Причиной этому могут быть:

•    наличие контекста, в котором важен точный выбор нужного перевода из многообразия возможных лексических значений.

•    Понимание замысла автора как фактора успешной трансляции основной идеи произведения.

Главная цель работы - показать и объяснить  основные черты внутреннего устройства английского языка и выявить его традиционные и нетрадиционные явления, в которых отражаются самые существенные признаки перевода с английского языка на русский.

Предмет и объект исследования - традиционные и нетрадиционные явления в произведениях английских авторов: Lewis Carroll «Alice in Wonderland», Anna Bronte «Agnes Grey», Mary Tate Engels «Ripe for the picking».

Традиционные явления, рассматриваемые в данной работе:

•    Порядок слов в простом повествовательном предложении.

•    Порядок слов в вопросительном предложении.

Нетрадиционные явления:

•    Сентенция — это та же пословица, но созданная не народом, а каким-то отдельным его представителем — писателем, мыслителем и т. п.

•    В разговорной речи есть различные типы редуцирования (сокращения): синкоп,     апокоп и аферезис. Сокращение может быть определено как тип словообразования (от лексикологического) и как сжатие (со стилистической точки зрения). Разговорные и письменные формы английского языка имеют каждая свои собственные способы и образцы сокращения.

•    Редуцирование используется для того, чтобы сократить речь, быстрее передать какую-либо мысль.

•    А идиомы же передают какие-либо явления, действия фиксированным выражением, принятым за многие годы употребления английского языка.

Заключение по проблеме: Изученные языковые явления и категории позволяют осуществить  перенос выявленного  способа трансляции в область переводоведения, реализуя при этом два взаимоисключающих требования,стоящих перед переводчиками:

1. Переведенный текст должен быть максимально близким к тексту оригинальному.

2. Восприятие перевода человеком иной культуры должно быть максимально близким к     восприятию оригинала человеком культуры первоначальной.

3. Даже в рамках единой культуры взаимопонимание людей осложнено наличием текста-    посредника и особенностями языка.

4. Перевод с языка на язык есть трансляция между множествами, не являющимися эквивалентными.

5. Требования аутентичности текстов и соответствия восприятия исключают друг друга и не могут быть выполнены одновременно. В связи с этим переводы можно разделить на классические — ориентированные на автора и текст, и авангардистские — ориентированные на читателя и контекст.

6. Использование автором традиционных и нетрадиционных явлений языка обогащает речь, делает её более образной, эмоционально окрашенной и позволяет ярче передать замысел автора.

Практическое использование: материалы данного исследования могут быть использованы учащимися как пособие по переводу иноязычных аутентичных текстов, в которых присутствует большое количество как традиционных, так и нетрадиционных явлений английского языка,что позволит расширить языковые  компетенции и выведет учащихся на новый уровень осознания всей существующей парадигмы  изучаемого  языка.

 

“Ядерный ренесанс. Риск или польза?”

Автор: Кошелев Георгий Александрович,

ученик 11 класса МОУ “Гимназия 41”

г.Новоуральск

Руководитель:  Патрушева Елена Валентиновна,

учитель английского языка

Municipal Gymnasium # 41, Novouralsk, Sverdlovsk region.

The research project “Nuclear Renaissance. Risks vs. Benefits” has been fulfilled by the students of Gymnasium # 41, class 10 A George Koshelev, Mike Malyuta and Andrew Popov. The supervisor is Elena Patrusheva, a teacher of English. The project was presented at 2008 Critical Issues Forum in Monterey, the USA.

The aim of the research work is to show our vision of Nuclear Renaissance problems, to decide whether the nuclear power could be one of the main sources of energy in the world.

The problem of nuclear Renaissance has been studied from economical, political, geopolitical, and social points of view.

Working on the above mentioned aim we studied a lot of material connected with renewable and nonrenewable sources of energy, the history of scientific researches connected with the discovery of nuclear energy, the development of nuclear power stations. We studied the world treaties on nonproliferation; organizations, governmental and nongovernmental, dealing with nuclear energy and nuclear weapon control. Different kinds of nuclear reactors used in modern nuclear power stations of the world are shown in our project. Nuclear accidents in some places of the world were also taken into account, as well as possibility of new ones, especially if thinking about terrorist organizations.

For our project some surveys were organized. For example, some students of different ages were asked:  How many household appliances do you y have at home? Their parents were asked: How many household appliances did you have at the same age? The results show a great gap in consuming energy within the period of 25 years.

We studied Eisenhower’s “Atom for Peace” speech resulted in forming IAEA. The structure of IAEA, its activities and problems are thoroughly studied.

For our project we used some materials of the Novouralsk Television Company. As Novouralsk is a town where a plant working with uranium is situated, the questions of safety and security are very important. Thus, the research project contains video materials: interviews between the citizens and scientists.

The project also represents our material of our previous performing called “About beautiful art and terrible figures’ devoted to the tragedy of Hiroshima.

The presentation is based on Marie Currie’s quotations about science and scientists’ responsibility for their researches.

To have some amusing moments in the presentation of our project we wrote some clerihews about famous people related to our topic.

The conclusion contains our strong belief that nuclear energy could be one of the main sources of energy but it needs much control and joint efforts of all the countries and their governments of the world.   

ИСТОРИЯ КРАЕВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИКА

Добрый день уважаемое жюри, участники и гости НПК.

Тема моей работы – История БО в воспоминаниях её работников.

БО или второе производство -  одно из ключевых производств федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение «Старт», расположенного в закрытом территориальном образовании г. Заречный, Пензенской обл. ПО «СТАРТ» является крупнейшим многопрофильным приборостроительным предприятием корпорации МИНАТОМ, с численностью около восьми тысяч человек.

Идея написания данной работы зародилась после ознакомления с материалами, опубликованными в книге «Заречный. История закрытого города». Авторы знакомят с биографиями некоторых руководителей и работников второго производства.

Более 30-ти лет коллектив БО работал в режиме абсолютной секретности и закрытости, и никто из его специалистов и рабочих, а уж тем более жителей города не могли себе представить, что пройдет всего 44 года и те изделия, которые создавались на БО, будут представлены в экспозиции Музея Атомного оружия.

В 1963 году, когда ещё только велось строительство комплекса, его структурой уже было предусмотрено создание на всех основных технических и экономических службах завода специальных групп и бюро, которым предстояло решать вопросы 2-го производства. В настоящее время, когда режим секретности несколько ослаблен и появилась возможность приоткрыть завесу над тем, что являла собой база оборудования, мы обратились к её работникам с вопросами по её истории.

В качестве рабочей гипотезы была взята мысль о том, что для сохранения режима особой секретности второго производства нужны были специалисты особого отношения к делу, что Пензенский Приборостроительный завод и на его основе второе производство – База Оборудования был создан для решения важнейшей государственной задачи - обеспечения безопасности страны в условиях «холодной войны».

Целью исследования данной работы и стало подтвердить или опровергнуть данное предположение.

Для доказательства или опровержения гипотезы решались такие  задачи:

1. Познакомиться с историей создания и функционирования Базы Оборудования.

2. Рассмотреть, какое влияние оказывал человеческий фактор на развитие производства.

3. С помощью различных источников выяснить, как осуществлялся подбор и подготовка кадров.

4. В личных беседах с работниками Базы Оборудования выяснить, какие качества личности и профессиональные навыки являлись определяющими для специалистов этого предприятия.

5. На основе полученных сведений определить, какое место в решении важнейшей задачи государства – обеспечение обороноспособности страны  - занимало второе производство.

6. Проанализировать полученные сведения и сделать выводы.

В разработке проблемы нами применялись методы исследования:

•    наблюдение;

•    анализ;

•    сравнение;

•    интервьюирование.

Источники,  которыми мы пользовались для написания данного исследования:

а) Заречный. История закрытого города. Книга 2.

б) Статьи в корпоративной газете «Старт»

в) интервью работников Базы Оборудования.

г) словарно-справочная литература.

е)  специальный выпуск газеты «Вестник» Профсоюзной организации ПО «Старт».

Информация, содержащаяся в названных источниках, позволяет судить, что в силу секретности производства нет достаточных сведений не только о самом производстве, но и о тех, кто здесь трудился. Нет и глубоких исследований, напрямую касающихся биографий специалистов предприятия, поэтому наиболее важный для нас материал был собран в ходе личных бесед с некоторыми работниками предприятия. Это:

•    заместитель Генерального директора Игорь Викторович Руднев;

•    продолжатель династии атомщиков, начальник отдела Базы Оборудования  Дмитрий Валентинович Холмогорцев;

•    председатель профкома Владимир Алексеевич Козин;

•    создатель музея атомного оружия при ПО «Старт» Быстров Юрий Львович;

•    ведущий инженер завода Оксана Дмитриевна Самошина.

Работа состоит из трёх частей: введение, основная часть и заключение. В основной части раскрываются вопросы, связанные с причинами создания БО, даётся краткая характеристика деятельности БО,  раскрываются вопросы влияния человеческого фактора на успешность работы предприятия, а так же судьба специалистов базы оборудования после того, как был произведён демонтаж последней атомной бомбы и дальнейшая перспектива развития ПО СТАРТ.

История становления Федерального государственного унитарного предприятия ПО «Старт»  неразрывно связана с решением Совета Министров СССР о создании полного замкнутого цикла разработки и серийного изготовления приборной техники специального назначения. Предприятии создано в системе Министерства среднего на основании постановления Совета Министров СССР от 20 июля 1954 года.

С 1958 начался выпуск продукции. А в начале 60-х годов принимается решение о расширении производства и строительстве новой площадки для сборки атомного оружия.

Работы начались в октябре 1960 года со строительства подъездных автодорог и железнодорожных путей. Необходимо было заложить десятки километров труб, кабелей, других коммуникаций, многокилометровый комплекс охранного периметра. В 1961 году были заложены первые здания, а к марту 1963 года первое сборочное здание было уже передано производству. «А вообще комплекс второго производства представляет собой громадную территорию, - более десятка основных и четырёх десятков вспомогательных зданий и инженерных сооружений»4. каждый сборочный корпус превышает по своей площади, объёму и высоте любой 4-этажный дом .(Общая производственная площадь ПО «Старт» - 370 тыс. км2  , из них 270 площадь Второго производства).  

Для коллектива приборостроительного завода второе производство было новым и очень ответственным направлением. Для передачи опыта работы, принципов организации и методов труда на руководящие должности были назначены специалисты с предприятий Главного управления.

В августе 1961 года на должность начальника сборочно-снаряжательного цеха был назначен Александр Яковлевич Титов.

В марте 1963 года исполнение обязанностей заместителя главного инженера завода по второму производству по совместительству было возложено Главным управлением на начальника военно-сборочной бригады майора-инженера Николая Николаевича Литвинова.

В разные годы руководителями второго производства были: Владимир Петрович Кузнецов, Александр Захарович Сорокин, Игорь Михайлович Проценко и другие. Всех их объединяет высокий профессионализм, ответственность, доброжелательность и ВТО же время требовательность, умение работать в команде.

В ходе исследования нам удалось выяснить, что в силу секретности производства отбор и подготовка кадров для базы оборудования осуществлялся с особой тщательностью. На производстве работали люди с высочайшей ответственностью, при строжайшем соблюдении на рабочих местах всех режимных, конструкторских и технологических требований. Легкомыслие и беспечность на производстве не допускались. Приоритеты безопасности при изготовлении ядерного оружия заставляли совершенствовать условия труда и организацию работ. С начала 90х годов на БО сборщики работали только в локализующих кабинах с аудио и видео системой наблюдения, при строго ограниченном количестве исполнителей. Не просто было людям, по несколько часов подряд, находиться в таких специфических условиях: здесь возникала и психологическое и физическое напряжение, но все они были профессионалами своего дела. Точное соблюдение всех требований, существовавшие нормативные документации исключали вероятность аварии. Нештатные ситуации, которые иногда случались успешно разрешались сообща, спокойно и согласованно. Как подтверждают специалисты, загрязнения окружающей среды не было допущено ни разу.

Долгие годы те, кто был причастен к производству ядерного оружия, хранили его тайну за семью печатями. Сейчас, продукция, изготовленная их руками, становится выставочным экспонатом и каждый, кому доведётся увидеть эту уникальную коллекцию ( единственная в шестом главке), должен с благодарностью вспомнить о людях, создавших такую мощь, которая обеспечивала безопасность страны, в самые тяжёлые годы холодной войны.

Несмотря на то, что БО расформирована, ПО «Старт» остается крупнейшим предприятием в системе МИНАТОМА, выпускающем высокоточную продукцию для разных областей народного хозяйства.

В заключении подведем итоги. Ознакомившись с некоторыми материалами по истории создания и функционирования Базы Оборудования, делаем вывод о том, что:

o    данное производство требовало от специалистов особых качеств, особого отношения к своему делу;

o    производство во многом зависело от личного участия каждого работника;

o    отбор и подготовка кадров для второго производства осуществлялась по особому плану, с особой тщательностью;

o    специалисты Базы Оборудования с честью выполнили главную задачу, поставленную перед ними государством, способствовали укреплению обороноспособности страны.

Таким образом, выдвинутая гипотеза в ходе анализа источников и бесед с работниками данного производства, работника профсоюза ПО «Старт», нашла свое подтверждение. Выявились некоторые интересные стороны в отношении специалистов Базы Оборудования к строгой секретности производства, к  вопросу о ликвидации Базы Оборудования в период конверсии. Удалось выяснить, что и сегодня судьба предприятия волнует тех, кто многие годы занимался производством атомного оружия.

В период с 1965 по 2006 год

•    Оборудовано:

•    Более 14,2 тыс.км. Государственной границы

•    Более   8,0 тыс. особо важных объектов, в том числе объекты Росатома, Минобороны, ФСБ, ГУСП, ФСО, ГУИН, МВД, МИД, Газпрома, РАО ЕЭС, предприятий ТЭК

•    Вложено в НИОКР более  $ 240,0 млн.

В ходе исследования нам удалось собрать большой материал по истории самого предприятия и его специалистах. Некоторые материалы помещены в приложения. Это история трудовых династий и схемы, показывающие ту продукцию, которая выпускается на предприятии сегодня, отрасли народного хозяйства, где используется продукция ПО «Старт».

То, что нам удалось узнать, вызвало немалый интерес, и мы решили продолжить работу по истории завода и его работников дальше. Вот лишь малая часть того, что производит ПО «Старт» в наши дни.

Планы предприятия на будущее

•    Сохранение материально-технического потенциала предприятия.

•    Сохранение и преумножение традиций БО и ПО «Старт» по подготовке кадров для производства.

•    Создание высокоточного вооружения для укрепления обороноспособности страны.

•    Производство узлов и оборудования для различных отраслей народного хозяйства.

 

Листая семейный архив…

(Мой прапрадедушка О.М.Кайзер – первый преподаватель рисования  Пензенского художественного училища).

Исследовательская работа

Выполнил--Филимонов

Максимилиан Андреевич,

ученик 10 ф/м класса

МОУ “Лицей 230”

г.Заречный Пензенской области

Научный руковадитель—учитель истории

Петрова Людмила Александровна

В мае 2007 года исполнилось 110 лет со дня основания Пензенского художественного училища имени К.А.Савицкого.

В нашей семье Филимоновых бережно хранятся документы, картины нашего предка Кайзера Оскара Мартыновича, первого преподавателя рисования и черчения художественного училища. Он уроженец Санкт-Петербурга, художник в 4 поколении. В 1897 году Кайзер О.М. был приглашён на преподавательскую работу основателем училища знаменитым художником-передвижником Константином Аполлоновичем Савицким1.

Кайзер О.М.— родоначальник пензенской ветви семьи Кайзеров.

Моя родная бабушка — Филимонова Римма Николаевна (в девичестве Кайзер) – первая внучка Оскара Мартыновича. О нём она знает только из рассказов своего отца Николая Оскаровича и дяди – Льва Николаевича.

Мой отец - Филимонов Андрей Николаевич – историк, известный краевед, который по крупицам собирал материал о своих предках. Мне хочется продолжить дело своего отца (в 2007 он ушёл из жизни).

Я понимаю, как важно и весомо знать, кто твои предки, какими они были людьми, что они сделали для своей семьи, родного края. Я хочу внести свой вклад в изучение родословной семьи Филимоновых - Кайзер.    

Цель моего исследования: собрать, обобщить и оформить материал о прапрадедушке Кайзере Оскаре Мартыновиче, преподавателе рисования и черчения первого педагогического коллектива Пензенского художественного училища имени К.А.Савицкого.

Проводя поисковую работу, я использовал следующие методы исследования:

1. работа с документами семейного архива;

2. работа с документами Государственного архива Пензенской области (ГАПО);

3. чтение и анализ публикаций о Пензенском художественном училище, картинной галереи имени К.А.Савицкого, воспоминаний преподавателей ПХУ о том далёком времени;

4. знакомство с материалами музея ПХУ.

5. знакомство с экспозицией Пензенской картинной галереи  имени К.А.Савицкого.

Моя работа о Кайзере О.М. поможет мне и моим сверстникам лучше понять то время, в которое жил, творил Оскар Мартынович, узнать какие изменения происходили в нашем крае в 10-е – 20-е годы XX века.

И я думаю, что моё исследование может быть использовано в обновлённой экспозиции музея художественного училища.

В завершении своей исследовательской работы мне хочется отметить, что  Кайзер Оскар Мартынович был яркой неординарной личностью, чей творческий и жизненный путь был всецело посвящён служению искусству и людям.

Он воспитал прекрасных учеников, которые прославили Пензенский край. Кайзер Оскар Мартынович был заботливым отцом и замечательным другом. Благодаря его увлечению фотографии мы можем любоваться видами дореволюционной Пензы. Кроме того, его гравюры восхищают глаза любого зрителя.

Благодаря архивным документам ГАПО я узнал много нового о своём прапрадеде, в том числе о его службе в ПХУ до революции 1917 года и после. С помощью различных материалов я смог подготовит исследовательскую работу, которая в дальнейшем будет продолжена мной. В ней будет ещё глубже описаны то время, преподаватели, которые внесли свой вклад в развитие художественного искусства.

Я испытываю гордость, что славную страницу в истории нашего края вписал мой прапрадед—Оскар Мартынович Кайзер. И выполняя эту исследовательскую работу, мне бы очень хотелось, чтобы память о нём жила не только в нашей семье, но и в сердцах тех юных художников, которые воспитываются в стенах ПХУ.      

Вклад государства в развитие человеческого капитала.

Автор: Ерлыгин Петр, 10 класс, «Дворец творчества детей и молодежи им В.М.Комарова», г.Снежинск Челябинской области.

Руководитель: Абраменко Н.И.

Каждый год эксперты ООН составляют индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в 177 странах мира. В основе данного рейтинга лежит анализ статистических данных по трем основным направлениям развития человека- продолжительности жизни, уровню образования, доходам.

В соответствии с оценками экспертов, в пятерку стран, возглавляющих список, входят Исландия, Норвегия, Австралия, Канада, Ирландия. Россия в 2007/2008 годах занимает 67 место.

Меня заинтересовало, какие факторы входят в понятие «человеческий капитал», и какой вклад делает государство в его развитие.

В своей работе я решил рассмотреть вклад государства в человеческий капитал на примере всей страны, Челябинской области и г.Снежинска. Предметом моего исследования стали такие факторы, как образование и здравоохранение.

В работе использованы материалы по расходам на эти сферы бюджета России, Челябинской области и г.Снежинска. На основе сравнения данных были сделаны выводы о том, что вклады в здравоохранение и образование с каждым годом значительно возрастают.

Сегодня именно вклады в здравоохранение и спорт, образование служат основными источниками экономического роста страны и развития человеческого капитала.

В современном обществе прогрессом и развитием является не просто накопление капитала, а повышение благосостояния большинства, в создании условий для свободы людей, увеличении их социальной защищенности.

В современных документах ООН акцент делается на развитии человеческого капитала, достижения которого оцениваются по следующим показателям:

1) доход населения

2) ожидаемая продолжительность жизни

3) процент грамотности среди взрослого населения

4) уровень доступности образования

Важно отметить, что в настоящее время перехода России к рыночной экономике большое внимание уделяется правильному функционированию отраслей социальной сферы т.к. ее значение постоянно возрастает. Отрасли социальной сферы играют огромную роль в повышении благосостояния граждан. Практически все отрасли экономики имеют то или иное отношение к социальной сфере, удовлетворяют социальные потребности людей. Однако непосредственно с экономикой связан более узкий круг отраслей, таких как образование, здравоохранение. В условиях становления рыночных отношений услуги данных отраслей становятся преимущественно платными, поэтому государство поддерживает развитие этих отраслей специальными мерами (национальные проекты, программы). Из-за того, что в 90е годы социальная сфера оказалась в критической ситуации, что поставило под вопрос сохранение генофонда, интеллектуального потенциала нации. Следовательно, государству пришлось переоценить роль капитальных вложений в социальную сферу.

Больше всего меня заинтересовало развитие таких направлений как «образование» и «здравоохранение».

Цель моей работы - исследовать вклад государства в вышеперечисленные отрасли социальной сферы.

Задачи работы:

1)    Рассмотреть понятие и составляющие «человеческого капитала»

2)    Выяснить роль «человеческого капитала» в современной Российской экономике

3)    Проследить вклады государства в образование, здравоохранение и спорт через федеральный, областной бюджеты, а также через бюджет г.Снежинска

4)    Сделать выводы о вкладе государства в «человеческий капитал», а также о необходимости данных вкладов.

Познакомившись с материалами работы, мы разобрались в понятии «человеческий капитал», его составляющих. Из материалов работы можно сделать вывод о том, что в современной Российской и мировой экономике роль человеческого капитала чрезвычайно велика т.к. любая организация нуждается в высококвалифицированном персонале способном вести эффективную работу в условиях конкуренции.

4.2.

Исходя из полученной статистики, можно сделать вывод о том, что часть расходов федерального бюджета на здравоохранение и образование постоянно существенно  возрастает.

Так расходы фактического государственного финансирования в период с 2001 по 2007 годы на образование выросли в 6.2 раза, на здравоохранение и спорт выросли в 8.8 раза.

В областном бюджете наблюдался спад вкладов в образование и здравоохранение после 2004 года, однако впоследствии можно наблюдать положительную динамику с повышением вкладов по данным направлениям.  

Статистика по г.Снежинску говорит о том, что город на образовании не экономит. Если в 2001 году расходы на образование составляли 13,3 % от общего бюджета, то к 2007 году эта цифра возросла до 24 %. Однако, стоит заметить отсутствие увеличения вкладов в образование в период с 2006 на 2007 год. Вклады в здравоохранение падали в 2005, 2006 годах , после чего наблюдался рост в 2007 году.

4.3.

Исходя из полученных статистических данных по вкладам государства в образование и здравоохранение, т.е. в развитие человеческого капитала России, можно предположить:

- увеличение индекса развития человеческого потенциала России;

- Россия сможет войти в 5-ку самых развитых стран по оценке экспертов ООН.


К вопросу о природе политического лидерства Александра I и М.М. Сперанского

Исследовательский реферат

Выполнила: Северинова К.Г., учащаяся Центра «Наука» МОУ ДОД  Дворец творчества детей и молодежи

Научный руководитель: к.п.н. Разумовская Е.В.

Цель исследовательского реферата: Изучив основные черты деятельности Александра I и М.М. Сперанского, раскрыть их природу политического лидерства через призму разных политических теорий.

Задачи: представить политический портрет Александра I; выделить особенности  правления Александра I и деятельности М.М.Сперанского; систематизировать материал по классификации лидерства, основных положений политологических теорий; соотнести положения теорий лидерства к методам правления и деятельности Александра I и М.М. Сперанского

В данной работе автор поднимает следующие вопросы: какие качества политического лидера были сформированы в детстве и юности будущего императора; насколько предлагаемые ими действия были реальны, соответствовали требованиям времени; в чем состоит природа лидерства Александра 1 и М.М. Сперанского в контексте существующих теорий.

Изученные автором исторические материалы, достаточно полно отражают период правления Александра.  С.М. Соловьев политике императора посвятил издание «Император Александр I. Политика, дипломатия». В этой, более 100 лет не переиздававшейся работе, знаменитый русский историк  представляет образ главы российского государства  через противостояние с Наполеоном.  А.Н. Сахаров  в работе   «История России» не только представляет политический портрет Александра I, но даёт глубокий анализ, характеристику разных сторон его деятельности.

Автор представляет политический портрет императора, которому присущи, с одной стороны, открытые высказывания действовать  политике «Великой Екатерины».

Но, с другой стороны, политический портрет дополняют разочарование Александра   в идее преобразовать государство и общество путём либеральных реформ, его воззрения приобретают более консервативный характер, уже с 1803 года резко падает роль и значимость Негласного комитета, он отделяет «молодых друзей» и делает ставку на новых политиков: А. А. Аракчеева и М.М. Сперанского. Нельзя не согласиться со словами  Наполеона: «Александр умён, приятен, образован, но ему нельзя доверять, он неискренен: это – истинный византиец эпохи упадка империи, тонкий, притворный, хитрый.»

Другая неординарная историческая личность – это М.М. Сперанский. Автор приводит аргументы своей позиции, что реформаторская деятельность М.М.Сперанского, предусматривавшая расширение прав низших сословий, а значит определённое умаление приоритета дворянства, вызывала резкое неприятие верхушки общества. Выразителем интересов консервативной знати выступал историк Николай Карамзин, в сочинении «О древней и новой России» подвергшей критике радикальные реформы. Император не мог не прислушаться к призывам сторонников сильной монархической власти, тем более, что эти призывы отвечали его интересам.

Итак, две личности – политических лидера, действовавших в одно время. Какова их природа лидерства? Автор систематизировал материал, раскрывающий их деятельность, через  разные политологические теории лидерства, в частности теории  Р.Такера, Вебера, Макиавелли и др. Автор пришел к ряду заключений:

§    по теории М.Вебера Александра I  можно отнести к типу традиционного лидерства, которому присущи опора на обычаи и традиции, которые уходят корнями в далекое прошлое. Привычка подчиняться со стороны народа основана  на вере в святость традиции  передачи власти по наследству, т.о. право на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению.

§    М.М. Сперанского можно отнести к типу рационально-легальному лидерству. Лидер-чиновник выступает не как индивид, от которого исходит власть, а агент по выполнению определенной государственной функции. Он старается опираться на закон и конституционный порядок.

§    По теории Р.Такера Александр I – лидер – консерватор, который стремиться в итоге сохранить статус-кво  общества. А как оценить проводимые им реформы? Но они не затронули самодержавной и крепостнической основы страны, только обновив ее в соответствии с запросом времени.

§    По теории Р.Такера другой лидер - М.М. Сперанского  относится к типу реформаторов, его программа преобразования государственного устройства общества предполагала постепенный переход страны к конституционной монархии с ограничением власти императора. Автор считает, что для страны того временного периода эти преобразования носят реформаторский характер.

§    В исследовательской части работы автор представляет таблицы сравнительного анализа лидерских позиций Александр I и М.М. Сперанского.

 

Автор: Федоряко Н.А., Дворец творчества, 11 класс

Тема: «Особенности анархистского движения Нестора Ивановича Махно»

Руководитель: Разумовская Е.В., к.п.н., педагог дополнительного образования, педагог дополнительного образования по методической работе МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи»

Тип работы: учебно-исследовательская работа

Секция: История

Цель работы:

•    Выделить особенности движения через сравнительную характеристику взглядов Махно и его практической деятельности.

Задачи исследовательской работы:

•    Изучив исторические источники, раскрыть портрет лидера анархистского движения Нестора Махно

•    Изучив теорию анархизма и политические взгляды Махно провести сравнительный анализ, выделить общие и отличительные черты. Ответить на вопрос: «Можно ли считать Н.И.Махно анархистом?»

•    Определить положительные и отрицательные стороны движения Махно

В данной работе автор поднимает следующие вопросы:

•    В чем состояла особенность анархо-коммунистических взглядов?

•    Сходства и различия положений идеи анархизма с реальной политикой Махно

•    А был ли Махно анархистом?

•    Плюсы и минусы деятельности движения Махно

Нестор Махно – одна из самых одиозных фигур в истории гражданской войны России.  В различных источниках Махно предстает то полуграмотным бандитом, предводителем анархо-кулацкой контрреволюции,  то истинным народным вождем, наследником Пугачева и Разина, талантливым полководцем. В данной работе была сделана попытка разобраться в политических взглядах Н.И.Махно и выделить особенности его  движения.

Одни из основных вопросов, на изучение которого сосредоточил внимание автор - это вопрос качается анархических взглядов Махно. Был ли он анархистом?

Первое знакомство с идеями анархизма Н.И. Махно получил в  группе анархистов –коммунистов «Союз бедных хлеборобов». Члены организации читали любую литературу, где встречались слова «революция» и «социализм»,смутно понимая анархизм в трактовке П. Ж. Прудона, М. А. Бакунина, П. А. Кропоткина. Главной их целью являлись экспроприации, «безмотивные» расправы с полицией и чиновниками на селе.

Изучив  исторические материалы,  автор в работе обосновывает следующие позиции:

1. Можно выделить ряд положений теории анархизма, которые поддерживал Н.И.Махно:

•    Целенаправленная деятельность на построение в мире безгосударственного коммунизма, основанного на полном равенстве, взаимопомощи и солидарности всех людей человеческого рода.

•    Единственное средство в достижении этой цели он видел в освобождении народа от угнетения путем совершения революции и уничтожения государства.

•    на практике же Махно придерживался анархического принципа «разрывать и углублять дух бунтарства и разрушения».

2. Однако, методы построения анархистского общество  у  Махно были не совсем  анархистскими.

Идеология анархизма от Прудона до Кропоткина проповедовала свободу без насилия, отсутствие власти в любой ее форме. Махно же, создавая Гуляй-Польский крестьянский союз, “черную гвардию” ит.д., сам вставал во главе своих образований, нарушая тем самым святая святых анархизма, хотя и подчеркивал, что руководящие органы возглавляемого им“ движения не являются властью, а есть лишь исполнение воли народа”. Однако анализ деятельности  движения Махно показывают, что эти слова были скорее политическим лозунгом.

В работе были проанализированы плюсы и минусы движения Махно.

К положительным моментам движения Махно автор отнес:

-    опора на крестьянские массы и оказание им помощи

-    стремление поддерживать с населением добрые отношения.

-   стремление Н.И.Махно улучшить жизнь населения

-   яркость и привлекательность личностных качеств Нестора Махно

-   военная мобильность и грамотность тактики отрядов.

-   интернациональность по составу движения батьки Махно

С другой стороны нельзя не критиковать движение Махно за:

-  установление режима Махновщины, как самой жестокой военной диктатуры того времени.

-  отсутствие дисциплины в отрядах

- пропаганду своего рода «уездного» патриотизма.

Автор обосновывает в своей работе следующие особенности движения Махно:

•    Социально-революционное движение на Украине, известное под названием махновщины, нельзя рассматривать однозначно как анархо-кулацкую контрреволюцию. Это была крестьянская война против Советской власти на юге Украины.

•    Красные и белые за господство своей идеи боролись на территории всей России, Махно – только на территории юга России, где мечтал образовать «вольный союз».

•    Своеобразие движения состоит в отрицании всех политических сил, существующих в стране, в обосновании позиции, что интересы простого населения защищало только движение  «батьки» Махно. В книге Н.И.Махно «Махновщина и ее вчерашние союзники — большевики», он доказывал, что махновщина, как трудовое народное дви¬жение, защищала революцию от всех видов контрреволюции — германско-польской, белого Дона и деникинщины и, наконец, от большевистской диктатуры.

•    Движение было организовано по социальной структуре – было крестьянским.

•    Движение держалось на личности Махно.

•    Движение основывалось на украинских (казачьих) традициях вольности.  

•    Движению было свойственно отрицание государственной власти в любой её форме, при личной диктатуре «батьки» Махно.

•    Махновская “идейная” программа была круто замешена не только на анархистских лозунгах, но и на чисто эсеровских концепциях, а также на народных традициях.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Моя родословная”

Автор: Стафеева Елизавета Андреевна,

ученица 7 класса МОУ “СОШ № 58”

г.Новоуральск

Руководитель:  Стафеева Надежда Александровна,

учитель информатики

Сегодня все больше говорят о возрастающей роли семьи в современном мире.

2008 год объявлен Годом Семьи. А как говорить о семье, не зная её истории? Из истории наших семей и каждого конкретного человека складывается история нашего Отечества.

Каждый человек должен знать свое прошлое, историю своего рода, своих прадедов, родных. С прошлым нас связывает  генеалогическое (родовое) дерево. Корни – это люди, которые положили начало этому роду.

Цель работы - составить  родословную своей семьи.

Для этого необходимо:

•    познакомиться с терминологией и способами составления родословной;

•    собрать и систематизировать информацию о родственниках,

•    составить генеалогическое древо.

В работе автор аргументировал выбор темы, ее актуальность и практическое значение. Для обоснования актуальности работы приведены результаты анкетирования и анализ его результатов.

В основной части работы представлен собранный материал, показаны различные способы представления генеалогического дерева, в том числе с использованием компьютерных программ. Работа содержит большой иллюстративный материал.

При составлении родословной удачно использовались фотографии, как важные исторические документы. В семейных архивах было найдено огромное количество фотографий, некоторые из них являются просто уникальными. Самая старая фотография датирована 1860 годом.

Автор использует разнообразные письменные источники: «Фрагмент  послужного списка  (с июля 1898г. по июль 1916 г.) Степана Автономовича Усерднова, школьное сочинение начала ХХ века..

Один из фрагментов работы посвящен членам семьи – участникам Великой Отечественной Войны.

Составление генеалогического дерева увлекательное, но очень трудоемкое занятие. С одной стороны необходимо собрать и систематизировать огромное количество материала, но ведь необходимо еще и представить его наглядно в текстовой и графической форме. В работе представлены ссылки на сайты, где можно познакомиться с компьютерными программами, узнать об истории и правилах построения генеалогических деревьев.

Существует достаточно много компьютерных программ, которые могут помочь в этой работе. В работе приведены разные варианты представления родословной.

Практическая часть работы включает в себя:

•    Фрагмент из электронного альбома семейных фотографий;

•    Различные фрагменты построенного генеалогического дерева;

•    Описание компьютерных программ, которые могут быть использованы для построения генеалогического дерева семьи;

Результат проведенной работы представлен в виде презентации, имеющей гиперссылки на электронные материалы работы и построенного генеалогического дерева..

Составляя генеалогическое древо своей семьи, я столкнулась с огромным количеством белых пятен, которые со временем обязательно заполню. Работая над родословной своей семьи, я убедилась, что это необычайно увлекательно и интересно. Сколько нового таит в себе наш семейный архив – пачки старых пожелтевших писем, стопочки документов, семейные фотографии … Для кого-то и ценности в них нет никакой, а для нас они – семейная реликвия! Как интересна оказалась история семьи, история моего рода! Поисковая работа дает чувство гордости за своих близких, интерес к судьбам людей, с которыми ты общаешься.

Изучение родословной является очень актуальным, имеет большое значение для исследования  истории края, страны. Ведь участниками всех событий – героических и трагических, являются конкретные  люди. Изучение родословной необходимо также, чтобы история рода не исчезла бесследно, и потомки имели возможность познакомиться с жизнью своих близких и далеких предков. В работе делаются  выводы  о ее значимости и определяются перспективы:

•    Продолжить составление генеалогического дерева;

•    Найти недостающие фотографии;

•    Составить карту с указанием места проживания всех своих родственников.

Проведенная работа позволила расширить знания не только о своей семье, но и об истории всей своей Родины, её географии.  Семья – это целый мир, и он интересен не меньше, чем тот, который открывается за порогом дома. Открыть его для себя необходимо. Обо всем на свете знать не возможно, а вот о своей семье – надо непременно.

МАТЕМАТИКА – ИНФОРМАТИКА

Тезисы

к проекту «Рисуем на компьютере»,

разработанного ученицей 4А класса,

МОУ «СОШ № 56» г. Новоуральска

Тамакуловой Дарьей Олеговной

В любой программе встречается цветная картинка, которая зачастую не менее интересна, чем сама программа. Графические изображения в программах применяются не только для украшения или создания хорошего настроения. Ученые определили, что основной поток воспринимаемой информации поступает через орган зрения – глаза. Поэтому графическое изображение, выполненное на бумаге или на компьютерном экране, - это лучшее средство передачи человеку новой информации.

Неоднократно на различных предметах в качестве домашнего задания задают нарисовать какой-нибудь рисунок. И всегда встает вопрос, где лучше рисовать на бумаге карандашами и фломастерами или на компьютере.

Графическая информация сопровождает людей повсюду и всегда. В древних пещерах каменного века наши предки оставили нам удивительные памятники той далекой эпохи – наскальные рисунки. Не менее яркие примеры – замечательные полотна давно ушедших великих художников

Еще более значительной роль графической информации стала в наши дни, когда появились новые совершенные средства хранения, передачи и обработки графической информации: кино, телевидение, видео. Практически ни одна книга не обходится без графики – иллюстрации в детских книгах несут подчас основную содержательную информацию.

В ходе работы мне пришлось познакомиться с различными графическими редакторами, выяснить, в каких профессиях необходима работа с компьютерной графикой. В результате исследования были рассмотрены два виды графики: растровая и векторная.

Для работы с растровой графикой используется простейший графический редактор Paint, с векторной графикой – Corel Draw. В работе рассмотрены особенности работы в вышеназванных графических редакторах, представлены рисунки, созданные в различных графических средах.

ПСИХОЛОГИЯ

Некоторые социально-психологические особенности аддиктивного поведения.

Автор: Бондарева Ирина, Тихомирова Елена, ДОД «Дворец творчества детей и молодежи», г. Железногорск Красноярский край.

Руководитель: главный специалист Администрации ЗАТО Железногорск, Караваева Т.В.

Актуальность. Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Трудные социально-экономические условия в России в значительной мере осложняют реальность. Происходит резкая смена привычных стереотипов, дестабилизация финансового положения и ситуации на рынке труда. Для многих не решена жилищная проблема. Эти и многие другие факторы способствуют потере чувства безопасности у значительной части населения нашей страны. Возникает реальная проблема страха перед действительностью. Этот страх порождает стремление уйти от реальности. В большей степени этому страху подвержены люди с низкой переносимостью трудностей и низкими адаптационными способностями. В поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса такие люди часто прибегают к стратегиям аддиктивного поведения. Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия.

Данная проблема актуальна и для нашего города. Так, по данным социологических исследований, проводимых в г.Железногорске с 2000 по 2005 гг., каждый пятый молодой человек в возрасте от 14 до 18 лет хоть раз  пробовал наркотики. По данным муниципального учреждения «Центр социальной помощи семье и детям» количество подростков, обращающихся за помощью по поводу аддиктивного поведения, в последние годы стремительно растет.

Разработанность исследуемой проблемы:  проблема аддиктивного поведения и его профилактики достаточно широко представлена в литературе. Е.П. Ильин под аддиктивным поведением понимает злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающие на фоне измененного состояния сознания [4].

А.Е.Личко (1985) отмечал, что важную роль в развитии аддиктивного поведения играют особенности личности, особые типы, акцентуации характера.[9] Различные исследователи выделяют  различные группы риска развития аддиктивного поведения.

Вместе с тем, «Подростковый дифференциальный опросник» А.Е.Личко, наиболее часто используемый для выделения группы предрасположенных к аддиктивному поведению,  достаточно сложен в использовании и требует от исследователя  специальных знаний и навыков в области психодиагностики.

На проблему профилактики аддиктивного поведения так же не существует единой точки зрения. Так, Е.Б.Евдокимова [3] придерживается концепции ранней профилактики и предлагает начинать ее с 1-го класса. С.Н.Сапронова [10] оптимальным для профилактики аддиктивного поведения считает возраст 11-13 лет.

Нами  была поставлена цель с помощью доступных методов определить «группу риска» развития аддиктивного поведения среди наших сверстников – учащихся  10-х классов и предложить приемы профилактики для этой возрастной группы.

Предмет исследования: некоторые психологические черты (эмпатия, тревожность и стрессоустойчивость) и социальные факторы  (положение в семье и группе сверстников), оказывающие влияние на формирование аддиктивного поведения.

Объект исследования: учащиеся школ №176, №103 города Железногорска (43 чел.).

Задачи:

1.    Изучить теоретическую литературу по изучаемой проблематике.

2.    Подобрать и провести диагностические методики, позволяющие определить предрасположенность   к аддиктивному поведению.

3.    Обобщить результаты исследования.

4.    Сделать выводы.

5.    Предложить рекомендации по профилактике аддиктивного поведения.

Методы исследования:

1. Экспертный опрос.

2. Наблюдение.

3. Тестирование.  

4. Социометрия.

ХИМИЯ – БИОЛОГИЯ

«Приборы для опытов с электрическим током».

Авторы: Анопин К.Д., Сорокин А.С.

Научные руководители: Бондарь Е.А., Горкина Э.Н.

Электрохимия – это наука, изучающая механизм возникновения электродных потенциалов, их количественное определение, процессы, которые сопровождаются возникновением электрического тока или вызваны электрическим током. Как целостная научная дисциплина электрохимия изучается в ВУЗах. В своей работе мы остановились на двух разделах, которые изучают в рамках школьной программы – электролитическая диссоциация и электролиз. В школьном курсе электрохимии, и в частности электролизу, уделяется мало внимания, несмотря на огромную теоретическую и народнохозяйственную значимость этого раздела физической химии.

Цель работы: создать приборы позволяющие проводить опыты с электрическим током по темам электролитическая диссоциация, электролиз, гальванические покрытия.

Задачами работы являются:

§    Рассмотреть основные положения теории электролитической диссоциации, электролиза.

§    Создать приборы, позволяющие проводить опыты

-    по определению электропроводности (веществ, их расплавов и растворов),

-    демонстрирующие движение ионов,

-    по электролизу растворов,

-    по гальванопластике и гальваностегии.

§    Провести исследования с помощью этих приборов.

§    Создать презентацию по темам электролитическая диссоциация и электролиз.

В работе представлен обзор литературы по двум разделам, которые изучают в рамках школьной программы – электролитическая диссоциация и электролиз.

Электролитическая диссоциация – это процесс распада веществ на ионы в растворе или расплаве. Вещества, распадающиеся в растворах или расплавах на положительно заряженные (катионы) и отрицательно заряженные (анионы) ионы, называются электролитами.

Электролизом называется окислительно-восстановительный процесс, протекающий на электродах под действием электрического тока в растворах или расплавах электролитов. На электроде, подключенном к отрицательному полюсу источника постоянного тока (катоде), происходит присоединение электронов катионами, т.е. реакция электрохимического восстановления.

Процесс электролиза лежит в основе получения веществ, их очистки, создание покрытий, защищающих от коррозии, а также получения металлических копий.

В литературе приводится описание разнообразных приборов для опытов с электрическим током. Проанализировав строение приборов и их возможности для постановки экспериментов по электрохимии, мы выбрали тот, который наиболее прост в изготовлении и использовании и позволяет проводить разнообразные исследования. Описание других приборов представлено в приложении.

Описанный в работе прибор имеет универсальный характер: его можно использовать как электролитический реостат и выпрямитель тока, им можно демонстрировать почти все опыты по химии с электрическим током.

С помощью прибора было проведено исследование электропроводности металлов и неметаллов. Данный опыт продемонстрировал, что металлы (медь, алюминий, железо, серебро) проводят электрический ток, а неметаллы (сера, фосфор, уголь) – не проводят. Аллотропное видоизменение углерода – графит проводит электрический ток. Это объясняется особым строением кристаллической решетки.

Исследование электропроводности электролитов и неэлектролитов показало, что вещества с ионной и сильнополярной ковалентной связью, растворимые в воде проводят электрический ток. А вещества с ковалентной неполярной или слабополярной связью не проводят электрический ток даже в растворах.

Процесс электролитической диссоциации может проходить не только в растворах, но и в расплавах.

Проведено исследование электропроводности электролитов от степени диссоциации. Растворы сильных электролитов (хлорида натрия, гидроксида натрия, гидроксида кальция, гидроксида калия, фосфорной, соляной, серной, азотной кислот) обладают большей электропроводностью, чем растворы слабых (гидроксида магния, гидроксида аммония, уксусной кислоты).

Проведенные опыты показали, что электропроводность слабых электролитов зависит от концентрации (с уменьшением концентрации электропроводность увеличивается), а сильных электролитов не зависит.

Электропроводность зависит от природы растворителя. Электролиты проводят электрический ток в сильнополярных растворителях (водных растворах), т.к. при этом степень электролитической диссоциации наибольшая.

Количественная оценка электропроводности растворов при помощи вольтметра показала, что электропроводность растворов сильных электролитов максимальна и не зависит от концентрации. Электропроводность слабых электролитов меньше и зависит от концентрации.

При пропускании постоянного электрического тока через раствор электролита наблюдается направленное движение ионов. Положительно заряженные ионы будут двигаться к отрицательно заряженному электроду (катоду), а отрицательно заряженные – к положительному аноду. Данное свойство можно продемонстрировать на примере солей, содержащих окрашенные ионы.

Для безопасного проведения лабораторных опытов по теории электролитической диссоциации можно использовать приборы, в которых источником тока будет служить гальванический элемент напряжением 9 V (батарейка). Данный прибор позволяет продемонстрировать электропроводность металлов и неметаллов, сильных электролитов, зависимость электропроводности электролитов от природы растворителя. Описанные приборы могут быть использованы при проведении опытов на уроке и в домашних условиях.

Созданный прибор позволяет проводить электролиз водных растворов солей, например, растворов хлорида меди и хлорида цинка.

Одним из направлений использования электролиза является гальваностегия. Гальваностегия – это электрохимический способ нанесения покрытий на металл. В работе представлено описание меднения, никелирования и хромирования.

На основе собранного материала была создана презентация. Она содержит информацию по двум разделам электрохимии – электролитической диссоциации и электролизу.

Каждый из разделов содержит информацию по истории открытия явлений, раскрывает основные положения теорий и практическое значение этих процессов.

Текстовый материал дополнен схемами, таблицами, рисунками, фотографиями, анимациями, видеофрагментами опытов. Навигация (переход между слайдами) осуществляется с помощью гипертекстовой технологии.

Описанные в работе приборы достаточно легко изготовить. Они позволяют показать разнообразные опыты по электролитической диссоциации и электролизу. Использование демонстрации на уроках поможет ученикам реальнее представить осуществление химических процессов лежащих в основе электролитической диссоциации и электролиза, лучше усвоить теоретический материал, сделает изучение более интересным и понятным.

 

Влияние обработки томатов препаратом «Эпин» на плодообразование в пленочных тeплицах.

Автор: Зайцева Анастасия, 10 класс, ДОД «ДЭБЦ», г. Озерск Челябинской области.

Руководитель: Щербакова О.Ф.

На территории ДЭБЦ имеются пленочные теплицы №2 и №3 площадью 70 кв. м. С техническим подпочвенным обогревом. Каждый год в этих теплицах первым оборотом мы выращиваем рассаду томатов для реализации населению, вторым оборотом – томаты на продукцию. К сожалению, конструкция теплицы не позволяет поддерживать оптимальную для растений температуру.

Отклонения температуры от оптимальной приводит к ухудшению качества рассады. При повышении приводит к ее вытягиванию, а при понижении к задержке в росте. При выращивании томатов на продукцию мы тоже сталкиваемся с проблемами.

При наступлении жарких дней, когда температура воздуха выше 25оС в теплице она повышается до 35…40оС и выше. В таких условиях пыльца растений становится стерильной, опадают цветы и даже завязи.(1) Перед нами встала задача найти способ улучшения качества рассады и повышение урожая томатов в тепличных условиях

Изучив доступные нам источники информации, мы заинтересовались препаратом Эпин

Получить хороший урожай овощей, ягод и фруктов с каждым годом становится все сложнее и сложнее. Растения, как и люди, все чаще и чаще подвергаются стрессам и нуждаются в нашей помощи. Как помочь им пережить заморозки, засуху и проливные дожди? Как повысить сопротивляемость к различным болезням и вредителям?

Одним из путей решения этой проблемы стало создание экологически безвредных биопрепаратов (регуляторов роста и развития), стимулирующих иммунитет растений. Среди существующих регуляторов роста можно выделить ряд препаратов, уже нашедших широкое применение в сельскохозяйственном производстве и на участках садоводов-любителей. Это Амбиол, Агат-24, Силк, Эль. Особое место среди них занимает Эпин.

Разработкой и внедрением препарата в нашей стране занимались научные сотрудники Института биоорганической химии АН Республики Беларусь и МГУ им. М. В. Ломоносова.  

Эпин - регулятор роста растений, антистрессовый адаптоген, стимулятор иммунной системы. Действующее вещество - эпибрассинолид (один из природных фитогормонов, заведующих естественным уравновешенным развитием растений). Раствор в полипропиленовых ампулах емкостью 0,25 мг.

Биохимические исследования, проведенные специалистами, показали, что Эпин регулирует и активизирует защитные функции самой растительной клетки, а значит, всего организма для выживания в экстремальных условиях. При воздействии высоких температур он усиливает синтез специальных "шоковых" белков, при засухе стимулирует появление у растений дополнительных корней, при затоплении увеличивает усвоение воды и испарение, при недостатке света усиливает синтез хлорофилла. Одновременно за счет стимуляции естественных защитных сил растений проявляется и его фунгицидный эффект: после обработки препаратом растения становятся более устойчивыми к болезням и вредителям:

поражению фитофторой, мучнистой росой, фузариозом, черной ножкой, различными бактериями и вирусами.

Эпин - уникальный препарат в семье биостимуляторов. Спрос на него растет стремительно. Кто хоть один раз использовал его на своем огороде, дачной делянке, фермерском участке или подоконнике, тот становится постоянным его поклонником.

Препарат улучшает клубнеобразование, повышает питательную ценность клубней картофеля, стимулирует устойчивость к фитофторозу, способствует снижению содержания солей тяжелых металлов, нитратов. При обработке семян томатов, огурцов, перцев повышает их всхожесть, усиливает защитные свойства к неблагоприятным условиям внешней среды. Опрыскивание вегетирующих растений увеличивает количество завязей, предотвращает их опадание, ускоряет созревание плодов, повышает устойчивость к заболеваниям.

Те, кто пользовался и продолжает пользоваться эпином, называют его чудо препаратом, препаратом XXI века. Такое восхищение вызвано результатами, полученными от применения эпина.

Эпин обеспечивает:

Повышение энергии прорастания семян и их всхожести.

Защиту рассады и взрослых растений от недостатка света, заморозков, засухи, затопления, вредителей и болезней.

Нейтрализацию вредного воздействия пестицидов, солей тяжелых металлов, радионуклидов и нитратов.

Активное побегообразование (омолаживание) плодово-ягодных культур.

Улучшение качества сельхозпродукции и увеличение сроков хранения плодов.

Повышение урожайности не менее чем на 40-50%.

Применение

1 ампула содержит 0.25 мг действующего вещества в 1 мл (50-55 капель) и рассчитана на 1 опрыскивание 2-2.5 сотки посевов. Раствор можно использовать в течение 2-х суток.

Растения в стрессовых условиях до и после заморозков, при сильных ветрах, холодных ночах, жаре, недостатке влаги, света и т.д. - 1 ампула на 5 л воды, при вирусных, грибковых и других болезнях, повреждениях, увядании, нашествии тли, колорадского жука, других вредителей - раствором 7 капель на 100 мл каждые 5-7 дней до выздоровления.

Мы начали свое исследование в 2007 году.

Цели задачи опыта:

1.    Выяснить, как влияет обработка растений томата  препаратом Эпин на их плодообразование, качество плодов и урожайность.

2.    Выявить из изучаемых сортов томата самый чувствительный к обработке Эпином.

3.    Выявить из изучаемых сортов томата самый урожайный.

Выяснить, как влияет обработка семян томата препаратом Эпин на качество рассады.

По результатам наших исследований  можно сделать следующие выводы:

1, Применение препарата Эпин (трехкратное опрыскивание растений во время цветения) при выращивании томатов разных сортов в тепличных условиях повышает урожайность растений сорта «Ричард» на 4,6 кг,  сорта «Кардинал» на 1,1 кг и  сорта «Илья Муромец» на 0,67 кг. Самая большая прибавка урожая в опыте была у сорта «Ричард».

2.Опрыскивание растений препаратом Эпин не повлияло на общее количество кистей на растении, Но Эпин способствовал образованию большего количества плодов на кисти, и увеличению массы плода, Обработка препаратом позволила существенно удлинить период плодоношения  от 8 до 17 дней у разных сортов, за счет этого и стала возможной прибавка урожая.

3. Из изучаемых сортов самым отзывчивым на обработки препаратом Эпин показал себя сорт «Ричард»    

4. Все изучаемые сорта заслуживают внимания садоводов. Они имеют  крупные плоды с хорошими вкусовыми качествами и красивой окраской. Плоды сортов «Ричард», «Кардинал» и «Илья Муромец» были представлены на городской выставке «Золотая осень», и областной выставке плодов и овощей «Живи Земля», где получили высокую оценку у Жюри и посетителей.

Проведя свое исследование, мы получили очень интересные результаты. Мы видим большие перспективы в дальнейшем изучении препарата Эпин при выращивании томатов и других овощных культур в открытом и защищенном грунте.

Секция «Химия»

Синтез и сорбция тиоцианатных комплексов золота

Лутошкин Максим Александрович, учащийся 9 класса центра «Наука» МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодежи, ЗАТО Железногорск, Красноярский край

Научный руководитель: Гуров Александр Федорович, к.б.н., доцент СФУ, преподаватель биологии и химии центра «Наука» МОУ ДОД Дворца творчества детей и молодежи

В настоящие время золото является основой экономических систем почти всех стран мира. Одновременно с этим во всем мире, и в России в частности, истощаются богатые золотосодержащие руды.  Всвязи с чем ужесточаются требования к технологии добычи золота: полноте извлечения, экологической безопасности, дешевизне и доступности производства. В настоящие время основным способом добычи золота из руд является цианирование, т.е. применение крайне ядовитых веществ и неполнота извлечения, особенно в присутствии сопутствующих элементов, в частности, железа.

В литературе неоднократно высказывалось предположения о возможности применения способов извлечения золота, альтернативных цианированию - сорбция анионитами. Однако, авторами  не было предложено описания методики для данного технологического процесса.

Цель работы: - исследование закономерностей ионообменного извлечения золота (I) из тиоцианатных растворов с применением анионитов.

Задачи: а) показать возможность эффективного извлечения золота из тиоцианатных растворов в присутствии избытков ионов железа(III); б)  синтезировать комплексы золота с нейтральными органическими лигандами (фенантролин, тиокарбамид, трилон Б).

Проведена сорбция тиоцианатных комплексов золота (I) в кислой среде в присутствии избытка ионов железа(III) и тиоцианат-ионов анионитами АМ-2б и АН-251. Данные  аниониты были выбраны в связи с их высокой селективностью и сродством к золоту.

Аниониты помещались в стандартный раствор разных объемов и выдерживались там около суток при постоянном перемешивании. Позже, аниониты были извлечены из раствора и обработаны сантинормальной серной кислотой для извлечения примесей железа, попавших в анионит во время сорбции. Раствор после сорбции и десорбции был подвергнут атомной адсорбции и было доказано, что данные аниониты почти полностью извлекли золото из раствора. После проведения атомной адсорбции и построения изотермы сорбции подтвердились предположения, об эффективности этого метода, а так же, что анионит АН-251 проявляет более высокую селективность, чем АМ-2б.

Синтезированы  тиоцианатные комплексов золота(I). Для этого к раствору тиоцианатного комплекса золота приливались растворы вышеупомянутых веществ.    

Выводы:

В результате исследования равновесия сорбции нами показано, что золото возможно селективно извлекать анионитами АН-251 и АМ-2Б из бедных (разбавленных) растворов в виде тиоцианатных комплексов.

По мере заполнения сорбентов золотом степень извлечения железа из раствора уменьшается, т.е. избыток ионов железа (III) не оказывает существенного влияния на извлечение золота (I), и аниониты проявляют высокую селективность к золоту.

Наибольшее сродство (селективность) к золоту по сравнению с железом имеет анионит АН-251, содержащий слабоосновные функциональные группы, при определенных условиях практически не извлекавший железо из раствора.

Примеси железа, попавшие в ионит в процессе сорбции, достаточно легко удаляются из него раствором серной кислоты. При этом оптимальном значении концентрации кислоты (< 0.05 н) потерь золота на этой стадии можно избежать полностью. Удаление железа с сорбента происходит практически полностью.

 

“Лакомство для душа”

Автор:  Перетыкина Светлана Александровна, ученица 7 класса

МОУ «Межшкольный учебный комбинат»  г.Новоуральск,

Руководитель:  Жданова Ольга Борисовна

учитель технологии

Мыло величайшее достижение человечества! Множество эпидемий, уничтоживших в свое время целые города, развивались именно благодаря антисанитарным условиям, в которых были вынуждены жить люди. Мы не беремся утверждать, что мыло является панацеей для всех страждущих, но практика показывает, что его дезинфицирующие свойства могут предотвратить на определенных этапах развитие инфекционных заболеваний.

И тут я задалась вопросом, а как сделать мыло своими руками в домашних условиях? Цель работы: изготовить мыло ручной работы в подарок.

Задачи работы:

1. Найти информацию по интересующей теме.

2. Изучить историю мыловарения.

3. Познакомиться с технологией изготовления мыла.

В процессе работы были рассмотрены требования в будущему изделию.

Работая над этой проблемой была изучена не только технология изготовления мыла в домашних условиях, а также были изучены: виды и этикет дарения подарков, история появления мыла, свойства мыла и другие интересные факты о мыле, с которыми можно познакомиться в данной работе.

Легенда гласит, что само слово soap (мыло) произошло от названия горы Сапо в древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам.

Для изготовления мыла в домашних условиях вам понадобится:

Блок мыльной массы или мыльной стружки, желательно одного цвета; кастрюлька;

огнеупорная чашка размером меньше кастрюли; пластмассовые формочки; глицерин;  масло основа;  различные ароматические масла,  красители (натуральные или пищевые),  сухие лепестки различных растений, овсяные хлопья.

В качестве формочек подойдут любые пластиковые емкости. Очень хорошо использовать формочки из детских наборов для песочниц.  Можно приспособить контейнеры для мороженого и формы для льда. В качестве формы можно использовать  пластиковые флаконы из под шампуня, а потом флаконы разрезали, и получилось просто чудо.

В мыло можно добавить  овсяные хлопья, мелко порубленные в кофемолке.   Овсяное мыло является натуральным пиллингом.  Мыло можно сделать двухслойным, белым и прозрачным. Наливать  белую мыльную массу наполовину формы. После того как масса застыла, добавить прозрачную массу вместе с овсяными хлопья.

Если взять нож для очистки овощей и разноцветное мыло настрогать в длинную стружку, стружку свернуть в роллы, а роллы затем залить мыльной массой -  на срезе мыла получатся красивые спиральные узоры. Но даже просто мыло с вкраплениями трав смотрится очень красиво.

Помимо самого изготовления  мыла в ходе работы дана экологическая оценка изделия.  Наша жизнь напрямую зависит от экологической среды, в которой проходит наша жизнь. Примерно 25 лет назад история развития мыла вышла на очередной виток спирали. После тотального увлечения всякого рода «синтетикой» (от нейлона до искусственной пищи) в развитых странах возникло и укрепилось стремление вернуться к натуральным продуктам. Это произошло не случайно, а по причине резкого роста числа заболеваний, вызванных ухудшением экологии. Не последнюю роль в широком распространении кожных болезней (дерматитов, нейродермитов, экзем, псориаза) сыграли и новые моющие средства, в том числе мыло промышленного производства, содержащее множество синтетических добавок. На этом фоне совершенно естественно возник интерес к давно забытому продукту – натуральному мылу, производимому по старинке, без «химии», которое назвали мылом ручной работы (handmade soap). Кстати назвали, на наш взгляд, неудачно, потому что главное отличие этого мыла не в том, что его делают руками,  а в том,  как делают и из чего.  При изготовлении мыла использованы натуральные ингредиенты (оливковое масло, витамины А, Е, фрукты, крупы), которые экологически чистые.

При выполнении данной работы были изучены история мыла и мыловарения, свойства мыла и его состав, способы изготовления мыла и его виды.

Основной целью работы было изготовление мыла в домашних условиях. И оно получилось! Его можно оформить красиво - положить различные кусочки мыла в маленькую плетеную корзинку выложенную, например соломкой. Завернуть в пищевую пленку и оригинальный подарок готов. А если вложить туда красиво оформленный листок с описанием состава,  то ваш подарок запомнится надолго. В будущем планируется изучить влияние различных добавок на свойства мыла и изготовить образцы, которые будут не только красивы, но и полезны для здоровья.

ЭКОЛОГИЯ

Важнейшие энтомофаги нашей области.

Автор: Шушкина Екатерина, 10 класс, «Дворец творчества детей и молодежи им В.М.Комарова», г.Снежинск Челябинской области.

Руководитель: Сидорова С.Н.

Жужелицы и божьи коровки (кокцинеллиды) самые многочисленные и разнообразные энтомофаги нашей местности. Большинство жужелиц и божьих коровок - хищники, которые питаются насекомыми, моллюсками, слизнями, тлями, гусеницами. Энтомофаги наши союзники по ограничению массового развития вредителей культурных и дикорастущих растений, вот почему так важно иметь данные о видовом разнообразии, массовости и приуроченности этих насекомых к определенной местности. Целью нашей работы является изучение видового состава, численности и распределение по типичным биотопам жужелиц и кокцинеллид в нашей местности.

В своей работе были использованы полевые методы исследования:

- постановка почвенных ловушек;

- взятие почвенных проб;

- метод прикопок;

- маршрутный метод;

- визуальный метод.

- нами использовались и некоторые лабораторные методы исследования. В результате исследования были сделаны следующие выводы:

1.  В процессе исследования энтомофагов нашей местности выявлено 15 видов   жужелиц   и    18   видов   кокцинеллид.   Из   охраняемых   видов Челябинской области обнаружены Жужелица фиолетовая, Скакун лесной, Скакун полевой, Экзохомус четырехточечный.

2.  Доминирующими видами лесной и городской зоны в биотопах является Жужелица Лесная, Жужелица полевая, Коровка пятиточечная, Коровка семиточечная.

3.  В лесных биотопах богаче видовой состав энтомофагов;  в условиях города число видов сокращается, но увеличивается численность особей других видов - это фактор антропогенного влияния. Наиболее устойчивы к антропогенному воздействию Жужелица полевая и лесная, Коровка пятиточечная, Коровка семиточечная.

4.  Анализ    мониторинговых    наблюдений    жужелиц    показывает,    что лимитирующими факторами численности энтомофагов является пища, среда обитания и фактор антропогенного воздействия.

5.  Жужелица наиболее активны с 20.00 часов, божьи коровки с 11.00 часов. Божьи коровки предпочитают теплую и солнечную, а жужелицы слегка пасмурную теплую погоду.

6.  Лабораторные исследования показали, что величина особей жужелиц в лесных и городских биотопах заметно не отличается. Окраска покровов семиточечных коровок в антропогенной зоне меняется на темную, почти черную.

7.  Наши исследования имеют практическое значение и могут быть полезны для работников лесного зеленого городского хозяйства, владельцев садов и приусадебных участков. С этой целью составлена памятка и направлена в соответствующие органы.

Разнообразие видов живых организмов - основа существования всех экологических систем.

Благодаря огромному количеству видов на планете возможно получение чистой воды, пополнение запасов кислорода, сохранение плодородия почв. Конвенция по охране биоразнообразия четна определила основные причины уменьшения живого на Земле и наметила пути их устранения.

Беспозвоночные - самая многочисленная и разнообразная группа живых организмов. Каждый вид которых имеет жизненные связи не менее чем с пятью видами позвоночных [ 4 ].

Энтомафаги - важнейшие насекомые, ограничивающие массовое размножение вредителей. На основе этого в сельском и лесном хозяйстве разработан и применяется биометод защиты растений.

За летний период одна жужелица уничтожает около трехсот гусениц непарного шелкопряда, а его личинка до шестидесяти куколок и гусениц. В день божьей коровке требуется полсотни тлей, а для полного развития личинке необходимо около тысячи тлей.

Видовой состав жуков в разных регионах изучен ещё недостаточно и ежегодное исчезновение видов проходит незамеченным. Вот почему так важно знать энтомофагов своей местности, верных союзников человека.

.  В процессе исследования энтомофагов нашей местности выявлено 15 видов жужелиц  и   18  видов кокцинеллид.  Из сохраняемых  видов Челябинской  области  обнаружены:  Жужелица  фиолетовая,  Скакун лесной,  Скакун   полевой  и  Экзохомус  четырехточечный  (в малом количестве).

2.  Доминирующими   видами   лесной   и   городской   зоны   в   биотопах является Жужелица лесная, Жужелица полевая, Коровка пятиточечная, Коровка семиточечная.

3.   В лесных биотопах богаче видовой состав энтомофагов; в условиях города число видов сокращается, но увеличивается численность особей других   видов   -   это   фактор   антропогенного   влияния.   Наиболее устойчивы   к   антропогенному   воздействию   Жужелица   полевая   и лесная, Коровка пятиточечная и семиточечная.

4.  Анализ   мониторинговых   наблюдений   жужелиц   показывает,   что лидирующими факторами численности энтомофагов является пища, среда обитания и фактор антропогенного воздействия.

5.  Жужелицы наиболее активны с 20.00 часов, Божьи коровки с 11.00 часов. Жужелицы предпочитают слегка пасмурную теплую погоду. Божьи коровки -теплую и солнечную.

6.  Лабораторные исследования показали, что величина особей жужелиц в лесных и городских биотопах заметно не отличается. Окраска покровов семиточечных коровок в антропогенной зоне меняется на темную, почти черную.

7.   Наше   исследования   имеют  практическое  значение   и   могут  быть полезны   для   работников  лесного   зеленого   городского   хозяйства, владельцев садов и приусадебных участков. С этой целью составлена памятка и направлена в соответствующие органы.

8.  Наблюдая за энтомофагами нашей местности, мы составили атлас и характеристику некоторым видам.

 

Жизнедеятельность бобров в условиях влияния антропогенных факторов.

Автор: Смолякова Ирина, 9 класс, «Дворец творчества детей и молодежи им В.М.Комарова», г.Снежинск Челябинской области.

Руководитель: Гарбаченко Г.М.

Сохранение редких и исчезающих видов животных – одна из наиболее значимых экологических проблем. Сокращение численности того или иного вида является свидетельством глубоких изменений происходящих в экосистеме.

Исследование экологии речного бобра в сохранившихся очагах и вновь осваиваемых районах актуальны.

Тема моего исследования: «Жизнедеятельность бобров в условиях влияния антропогенных факторов».

Цель моей работы: Изучить жизнедеятельность бобров на Демидовском канале в зоне г. Снежинска в условиях влияния антропогенных факторов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Провести обследование Демидовского канала в зоне г. Снежинска и составить карту поселения бобров.

2.Определить антропогенные факторы, влияющие на жизнедеятельность бобров на Демидовском канале.

3.Сделать анализ проб воды в запрудах канала, результаты оформить в таблицу.

4.Проследить динамику жизнедеятельности бобров за 2005-2008 год.

Гипотеза: Предположительно, численность бобров зависит от разнообразия корма в данной местности, а также от влияния антропогенных факторов.

Методы исследования:

-маршрутный

-наблюдение за поселением бобров

-ведение полевого дневника

-фотографирование следов деятельности бобров

Несколько лет учащиеся отдела экологии ЦДО проводили исследования жизнедеятельности бобров на реке Исток и сделали вывод, что бобры селятся там, где вода чистая, где обильная кормовая база и нет по близости населённых пунктов. Однако в 2003 году в черте города Снежинска на одном из участков Демидовского канала было обнаружено поселение бобров. Стали проводить наблюдения по методике Анашкиной. Была определена маршрутная полоса, она проходила в районе садов, где в канал впадает маленький ручей. Вода в канале была грязная, т.к. она поступает с очистных сооружений завода ЖБИ и по рву с металлическими отходами. Несмотря на это бобры сделали на канале плотину, что противоречит предыдущим выводам. Т. к. корма было недостаточно, бобры стали делать набеги на садовые участки. Садоводы разрушили плотину, а бобриху растерзали бродячие собаки.

В 2004 году бобров на канале не было, казалось, что они сюда больше не придут, но в 2005 году бобры появились.

Сделали другую плотину длиной 8 м из старых палок и досок, собранных у канала. У образовавшейся запруды днём постоянно были люди, работающие в механической мастерской, шум машин, лай собак.

В сентябре, когда бобры сделали запасы веток на зиму напротив своей норы, кто-то облил их мазутом и поджёг. Часть запасов сгорела, а вода запруды покрылась мазутной плёнкой. Но бобры продолжали упорно бороться за своё существование на этом участке. Они перезимовали, у них появилось потомство, и семья переселилась на 230-240 м от запруды 2005 года.

Сделали новую плотину длиной 20 м. В правом берегу прорыли 2 норы-хатки. Травянистая растительность у водоёма была скудной, вода в запруде была с рыжеватым оттенком.

Бобры подготовились к зиме, свалив 7 осин и 1 берёзу, а в январе 2007 года, в оттепель выходили на лёд обгладывать поваленные деревья.

В мае 2007 года воды в запрудах было много. Бобры чувствовали себя отлично. До конца сентября бобры жили в канале. Однако повышенная температура воздуха в августе, редкое выпадение дождей способствовали быстрому понижению уровня воды в канале (фото). В некоторых местах канал обмелел настолько, что водоём можно было перешагнуть.

В октябре на оставшейся поверхности воды появился мусор, мазутная плёнка. Но эти антропогенные факторы, в сущности, не помешали бобрам жить дальше на Демидовском канале.

В середине октября бобры ещё попытались у второй запруды свалить две берёзы, но прекратили свою работу, т.к. уровень воды продолжал уменьшаться. Бобры покинули канал.

Мы предполагали, что если уровень воды весной 2008 года повысится, то бобры вернутся на канал. Уровень по-прежнему низок, а вода в сентябре покрылась полностью ряской.

В ходе исследования сделаны следующие выводы:

1.Бобры смогли приспособиться  жить в мутной воде, частично  покрытой мазутной плёнкой, с неприятным запахом разлагающихся биоорганизмов как в первой, так и во второй запруде.

2.Сделав анализ воды в запрудах, мы пришли к выводу, что в целом вода не содержит каких-либо вредных примесей (свинца, цинка, меди и марганца), но повышенное количество аминов в воде вызывает раздражение дыхательных путей у животных. Их содержание во второй запруде повышенное. А мазутная плёнка препятствует нормальному газо- и влагообмену между водой и воздухом. Это вызывает гибель водных и околоводных организмов.

3.Постоянное присутствие людей, работающих в механической мастерской; садоводов, приезжающих на садовые участки; лай собак, охраняющих мастерскую, а также бродячих, живущих на садовых участках не мешало активности бобров.

4.Летний рацион питания был скудный, в него не входила сочная травянистая растительность, растущая у больших водоёмов.              

Несмотря на эти неблагоприятные условия, бобры адаптировались к условиям жизни на Демидовском канале в 2003,2005-2006 годах.

Но замкнутый искусственный водоём без доступа в него естественных вод обмелел осенью 2007 года. Это произошло из-за абиотических факторов. Бобры покинули канал.

Мы предполагали, что если в 2008 году уровень воды повысится, то бобры вернутся на канал. Но наше предположение не подтвердилось, потому что уровень воды поднялся незначительно. Бобры не могут продолжать свою жизнедеятельность на Демидовском канале.                           

Бобры окончательно покинули канал.

Главным итогом нашей работы стал  вывод:     

1.Бобры могут приспособиться ко всем антропогенным факторам                         

2.Бобры не могут приспособиться к таким абиотическим факторам, как понижение уровня воды

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер