Основные направления развития образовательного пространства г. Заречного

Стратегия развития образовательного пространства г. Заречного как инновационного представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий  документ. Он характеризует имеющиеся достижения, проблемы, тенденции, приоритетные цели, задачи и направления образовательной деятельности в рамках муниципалитета, раскрывает особенности в организации кадрового и научно-педагогического процесса.

Стратегия учитывает ключевые направления развития образования, заданные в программных документах федерального и регионального уровней, в том числе:

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
  • Комплексная программа модернизации российского образования на период до 2020 г.;
  • Стратегии развития системы образования Пензенской области на период до 2020 года.

Кроме того, стратегия  основывается на выводах по промежуточным итогам реализации Программ развития образовательных учреждений города на 2008-2010 годы, принесших достаточно высокие результаты.

 

Образовательное пространство города Заречного представлено 32 учреждениями различных типов и видов.

 

Система общеобразовательных учреждений города включает 10 общеобразовательных школ, в их числе лицей № 230, «Средняя общеобразовательная школа № 222 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла», 1 основная школа и 1 начальная школа-детский сад. Для детей, нуждающихся по состоянию физического здоровья и умственного развития в особых условиях обучения и воспитания, работают коррекционные классы: II, IV, VI, VII, VIII видов соответственно в школах: 221, 226, 225, 218; компенсирующего вида в школах: 216, 218, 229. «Начальная школа-детский сад компенсирующего вида № 229» обеспечивает обучение и воспитание учащихся с аллергопатологией. Для подростков, изъявивших желание учиться и работать, работающей молодежи функционируют классы и группы очной, заочной формы обучения при МОУ СОШ № 218. По данным на январь 2010 года общее количество обучающихся составило 4 742  человека.

Образовательное пространство дошкольного детства города представлено 15 дошкольными учреждениями различной видовой направленности и тремя дошкольными группами, функционирующими на базе школы № 229. В настоящее время охват дошкольным образованием детей данной возрастной группы составляет 94%. Укомплектованность групп детьми данного возраста в ДОУ составляет 93%.  В городе отсутствует очерёдность на устройство детей в ДОУ, однако, в настоящее время наполняемость детских образовательных учреждений близка к предельно возможной: общее количество детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения по данным на сентябрь 2010 года, составило 2 641 воспитанник при проектной наполняемости существующих ДОУ- 2 655 воспитанников, тогда как общее количество зареченцев от 1 года до трех составляет на сегодняшний день 3 351 человек.

Многофункциональная сеть дошкольных образовательных учреждений, существующая в городе, позволяет удовлетворять потребность населения в дошкольных образовательных услугах.

В систему образования города Заречного входят 6 учреждений дополнительного образования детей: Дом детского творчества, Центр детского технического творчества, Детско-юношеский центр «Юность», Детский эколого-биологический центр, Детский оздоровительно-образовательный центр, Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва. Удельный вес детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности- 92.5%. В 2009 году общая численность воспитанников учреждений дополнительного образования составила 5 062 человека.

В образовательных учреждениях города работает профессионально компетентный коллектив. Из 2 186 работников образовательных учреждений  1153 педагога, среди них 350 имеют высшую квалификационную категорию,442 - I ,211- II. 17,5 % педагогов – пенсионного возраста, 2% - молодых специалистов. Средний возраст педагогов образовательных учреждений- 42 года.  

В среднем ежегодно 12% педагогических работников образовательных учреждений являются участниками муниципальных профессиональных конкурсов, 7,5 % представляют Заречный на региональном уровне,3,5 % - участники и, как правило, победители или призеры Всероссийских педагогических конкурсов.

Традиционно высокий уровень подготовки демонстрируют школьники города, участвуя в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях не только городского и областного, но и Российского значения. В 2009 году победителями и призерами Всероссийских предметных олимпиад стали 7 старшеклассников города, в 2010- 4.

В 2009 году учащийся лицея № 230 вошел в команду Российской Федерации  и стал призером Международной олимпиады по биологии, проходившей в Японии. В 2010 году участниками  международных олимпиад по химии и физике стали еще 2 лицеиста, один из них стал победителем и призером двух международных олимпиад.

Учащиеся образовательных учреждений  города являются постоянными участниками Федеральной научно – образовательной программы творческого и научно-технического развития детей и молодежи «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» (в период с 2005 по 2009 годы победителями и призерами конференций и конкурсов в рамках этой программы  стало 52 воспитанника Центра детского технического творчества, Дома детского творчества, детского эколого- биологического центра, учащихся  школ города).

По результатам участия во Всероссийских мероприятиях в период с 2005 по 2010 год 42 воспитанника УДОД и учащихся школ города стали обладателями Премии Президента России для поддержки талантливой молодежи.

Среди победителей и призеров Всероссийских и международных конкурсов – воспитанники учреждений дополнительного образования: образцовый вокальный ансамбль «Десерт»- обладатель Гран-при Всероссийского вокального конкурса «Муравейник», Лауреат Международного  вокального конкурса «Роза ветров», образцовый детский хореографический ансамбль «Родничок»- обладатель Гран-при Международного конкурса «Единство России», лауреат Международного  детского фестиваля- конкурса «Звездная юность планеты»,воспитанники ДЮЦ «Юность»- победители X международного турнира по карате и X Международного детского Рождественского турнира по тхэквондо, воспитанники СДЮСШОР Яцук О., Шумилин А., - победители Всемирных зимних специальных олимпийских игр.

Динамично развивается детское движение. С 2006 года успешно реализуется программа воспитания младших школьников «Исследователи миров человеческих ценностей». С 2008 года работает детское общественное движение «ЮнЗары»(«Юные зареченцы»), цель которого –привлечение детей к социально-значимой деятельности во благо города и горожан. Реализация долгосрочных  целевых муниципальных программ «Молодежь Заречья» и « Развитие детско- юношеского спорта»  способствует развитию дополнительного образования на территории муниципалитета.

Столь высокая результативность деятельности образовательных учреждений обеспечивается наличием в городе единого образовательного пространства, охватывающего общественным воспитанием детей от 1 года до 18 лет.

Начальным этапом в системе непрерывного образования детей  является дошкольное образование.

В настоящее время образовательное пространство дошкольного детства города развивается как вариативное: оно представлено учреждениями различной видовой направленности.

Ориентируясь на запросы родителей, коллективы дошкольных учреждений выстраивают свою работу с учётом социального заказа. В городе успешно функционируют детские сады общеразвивающего и компенсирующего вида, открыты группы кратковременного и круглосуточного пребывания, внедряется модель инклюзивного образования, позволяющая включать в образовательное пространство детского сада детей с ограниченными возможностями здоровья. Подобная дифференциация  дошкольного образования позволяет удовлетворять потребности населения в дошкольных образовательных услугах (по данным анкетирования, 98% родителей в целом удовлетворены уровнем дошкольных образовательных услуг).

Опыт работы коллективов дошкольных образовательных учреждений города широко известен в области. В 2007 году ДОУ №№№ 4,7,18 стали победителями областного конкурса «Пилотный детский сад». Представители 7 учреждений дошкольного образования приняли участие в региональном форуме работников дошкольного образования, впервые проходившем в г. Пензе в апреле 2009 года. На пленарном заседании форума в докладе «Дошкольное образование как  приоритетное направление деятельности муниципального органа управления образованием» был представлен опыт работы системы дошкольного образования г.Заречного.  прозвучали выступления 12 представителей детских садов города.

Высокую оценку на федеральном уровне получили коллективы ДОУ №№ 7 и 18. В 2009 году данные учреждения были внесены в Национальный реестр ведущих образовательных учреждений России.

Все это стало возможным благодаря высокому профессионализму кадров, ярко выраженной активности педагогических работников детских садов в совершенствовании своего профессионализма. Среди дошкольных работников города много победителей городских, областных и всероссийских конкурсов педагогического мастерства. В целом  за последние годы в деятельности педагогических коллективов ДОУ наметилась тенденция развития принципа открытости системы. Об этом свидетельствует ежегодное участие дошкольных учреждений в межрегиональной выставке «Образование и карьера. Ярмарка вакансий», выпуск городского вестника «Дошкольник», на страницах которого публикуются материалы из опыта работы педагогов детских садов.

Качество образовательных услуг, предоставляемых  школами города, на протяжении последних пяти лет остается  стабильно высоким, что подтверждается данными мониторинга. В работе школ города используется единый базисный учебный план,  позволяющий обеспечивать единое образовательное пространство. Введение дополнительных образовательных модулей, спецкурсов, практикумов, курсов по выбору, проведение индивидуальных и групповых занятий, использование интенсивных технологий обучения, создание благоприятных психоэмоциональных факторов, способствующих повышению учебной мотивации, позволяет учащимся получать качественное образование. В городе функционирует долгосрочная целевая муниципальная программа «Образование», позволяющая планировать и осуществлять инновационные образовательные мероприятия.

Для поддержки одаренных детей в 2003 году в городе создана молодежная общественная научная организация (МОНО), с 2006 года организация является региональным представительством Малой академии наук «Интеллект будущего». С сентября 2008 года  МОНО является организатором Всероссийской открытой научно- практической конференции обучающихся «Юность. Наука. Культура -ЗАТО». В 2009 году в работе приняли участие делегации из 12 городов России. Среди форм работы, практикуемых МОНО, - on-line викторины и конкурсы, имеющие всероссийский уровень, дистанционная подготовка к ЕГЭ и .т.п.

В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» планомерно развивается система  поддержки одаренных и высокомотивированных детей: взаимодействуя с вузами Пензенской области, с 2008 года работают межшкольные факультативы по биологии, химии, физике, математике, истории и обществознанию, на протяжении 4 лет проводятся осенние сборы участников Всероссийских предметных олимпиад. Впервые в 2009- 2010 учебном году организовано обучение 9 одаренных школьников образовательных учреждений Пензенской области в лицее № 230 г. Заречного. В 2010 году еще 11 школьников Пензенской области станут учащимися профильных классов лицея № 230 г. Заречного.

С 2004 школы и Межшкольный учебный комбинат участвуют  в эксперименте по предпрофильному обучению. Для учащихся 9-х классов школ города в учебном комбинате открыты курсы  по выбору по 34 направлениям. Межшкольный учебный комбинат оказывает большую помощь в профессиональном обучении и подготовке учащихся по 10 профилям.

Инновационная деятельность школ осуществляется по различным направлениям: с 2006 года школы г. Заречного участвуют в апробации проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов по русскому языку, алгебре, физике, биологии, химии в условиях построения ОСОКО (общероссийской системы оценки качества образования); введены новые образовательные стандарты в начальной школе МОУ СОШ № 216 «Дидакт», МОУ ООШ № 224, организована работа кабинетов БОС, активно внедряются программы, курсы по выбору, развивающие и здоровьесберегающие методики.

Вопросы оздоровления и физического развития детей всегда находятся в поле зрения Департамента образования. В 7 образовательных учреждениях разработана и поэтапно внедряется в учебно-воспитательный процесс программа здоровья. Элементы системы Базарного успешно осваиваются педагогами  школ №№ 229, 224, 222, 223, 230. В школах города осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учащихся (диагностика, консультирование,  коррекционно-развивающая работа). В образовательных учреждениях разработаны и реализуются комплексные целевые программы под условным названием «Профилактика». По результатам оценки здоровья детей школьного возраста с 2006 по 2008 год увеличилось количество детей с нормальным физическим развитием (с 79% до 81%), увеличилось количество детей с I группой здоровья (c 17% до 20%);заболеваемость органов пищеварения уменьшилась с 81% до 54%. С сентября 2007 года функционирует муниципальная программа «Школьное молоко», позволившая организовать работу столовых в режиме I и II завтраков. 40 % детей школьного возраста получают горячие обеды. Во всех образовательных учреждениях проводится комплексная работа по организации здорового образа жизни учащихся.

 

Аналитико-прогностическое обоснование дальнейшего развития образовательного пространства г. Заречного

Анализ основных факторов, влияющих на дальнейшее развитие

За период реализации предшествующей программы в 2008 - первой половине 2010 гг. произошли существенные изменения в российском обществе, оказавшие серьезное влияние на социальные системы в целом, и образование в частности. Принят ряд основополагающих документов, регламентирующих основные приоритетные направления развития образования. Поэтому для совершенствования процессов обучения, воспитания и развития учащихся важно обратить внимание на факторы,  объективно влияющие на изменения и условия, которые будут определять дальнейшее развитие. Условно их можно представить в двух группах – факторы внешние и факторы внутренние.

Представим краткий анализ внешних факторов.

Политические факторы. Стратегия Комплексной программы модернизации образования (КПМО), Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», а также принятый новый Федеральный государственный стандарт задают для образования важнейшие ориентиры и конкретные цели. Они предопределяют новые требования к разным ступеням школьного образования, к содержанию, структуре, результатам и условиям осуществления образовательного процесса в целом. Существующие сегодня традиционные модели организации образовательного процесса на различных ступенях образования нуждаются в существенном совершенствовании, ибо от них зависит целостное обновление содержания образования и получение учащимися определенного опыта, необходимого для оптимальной жизнедеятельности в изменяющихся социокультурных условиях.

Президент Д.А. Медведев, курирующий на протяжении последних лет национальные проекты, определил формулу перспективного развития как «Три  «И»: институции, инновации, инвестиции. Это означает, что государство намерено оказывать  поддержку инновациям и инвестировать наиболее эффективные инновационные программы, обеспечивающие качественное образование.  

Современный рынок  труда потребовал выделения ключевых компетенций, которые можно  обобщить в три основные тезиса,  условно названные нами «Три «У»: умение  самостоятельно решать проблемы, умение работать в команде и умение  управлять собственным  обучением.

Смена парадигмы образования от традиционной к личностно-ориентированной, деятельностной,  переход на ФГОС нового поколения требуют от совершенствования и повышения профессионального уровня педагогов в контексте компетентностного подхода к подготовке учащихся.

Возможности

Риски

- Заданы оптимальные для современных социокультурных и экономических условий ориентиры и конкретные цели

- Ситуация требует коренных изменений в короткие сроки, что  приводит к социальной напряженности в педагогической среде

Экономические факторы в настоящее время связаны с недостаточным нормативно-бюджетным финансированием и ограниченными возможностями в следствие этого развития материально-технической базы образовательного учреждения. Важным проявлением обозначенной группы факторов выступает также использование новой системы оплаты труда с учетом стимулирующих возможностей учреждения.

Возможности

Риски

- Создание системы платных образовательных услуг, обеспечивающих поддержку обучения и воспитания

-  Улучшение материально-технической базы за счет привлечения внебюджетных средств, участия в грантовых конкурсах и проектах.

- Усиление эффективности деятельности попечительского совета, создание родительского попечительского Фонда (юридического лица).

- Предпринимательство

- Низкий уровень оплаты труда работников образовательных учреждений  региона снижает мотивацию продуктивной работы.

- отток высококвалифицированных работников из-за финансовой непривлекательности сферы образования

 

Демографические факторы связаны с низким уровнем воспроизводства населения в стране и городе, старением населения. Также наблюдается несоответствие спроса населения на рынке образовательных услуг реальной потребности в знаниях и квалификациях в отраслях экономики.

Возможности

Риски

- Возможность использовать образовательное учреждение в качестве социокультурного центра для стареющего населения .

- Дальнейшее «старение» населения

- Несоответствие требований потребителей образовательных услуг социальному государственному заказу.

Географические факторы связаны с территориальным местоположением  города, образовательных учреждений, а также с транспортной инфраструктурой.

Возможности

Риски

- Город является закрытым административно- территориальным образованием, обеспечивающим обособленное развитие системы образования, как единого целого;

-Максимальное взаимодействие учреждениями, предприятиями и организациями города в силу благоприятных условий шаговой и транспортной  доступности

Город является закрытым административно- территориальным образованием, что предполагает его обособленность, изолированность от  внешнего мира и является одним из факторов , влияющих на отток выпускников образовательных учреждений .

В целях противодействия отрицательным факторам, определяющим развитие, следует организовать единое образовательное пространство города, максимально эффективно используя имеющиеся кадровые, управленческие, материально- технические, информационные и интеллектуальные ресурсы с одной стороны, и учитывая потребности населения в образовательных услугах   с другой.

Представим краткий анализ внутренних факторов

Фактор / ресурс

Возможности

Риски

Материально-техническая база

 

Обеспечение образовательного процесса техническими нововведениями – актуальная задача: за 2008-2009 годы в учреждениях появилось 10 специализированных кабинетов общей стоимостью 2 млн 374 тыс руб., в 10 общеобразовательных школах действуют 19  специализированных компьютерных классов , 16 из которых имеют новейшее оборудование.  В среднем по городу в общеобразовательных учреждениях  на 1  компьютер приходится 13 учащихся. Во всех общеобразовательных учреждениях  активно используются интерактивные доски, 66 мультимедийных проекторов помогают в работе педагога в специализированных классах. Информатизация образовательного процесса набирает обороты: постоянно обновляющиеся сайты образовательных учреждений дают возможность потребителям образовательных услуг сделать грамотный выбор учреждения, класса, профиля, направленности, педагога, поучаствовать в обсуждении проблем, сделать заявку на участие в конкурсе, познакомиться с документацией. Постепенно внедряется система электронного документооборота NET-SCHOOL.

Повышение возможности для организации предпрофильного и профильного обучения, исследовательских и проектных  видов деятельности, создания высокоэффективной информационной среды.

32 образовательных учреждения являются балансодержателями 43 зданий.

  • Из 17 зданий дошкольных образовательных учреждений  8 введены в эксплуатацию более 40 лет назад , 1 – более 25 лет; % изношенности зданий составляет 68 %,подлежат капитальному ремонту 2 ДОУ.
  • Из 16  зданий школ  9 введены в эксплуатацию более 40 лет назад, 2- более 25 лет;% изношенности зданий – 79 %, 2 школы подлежат капитальному ремонту.
  • Из 9 зданий учреждений дополнительного образования  4 введены в эксплуатации более 40 лет назад , 1- более 25 лет;% изношенности – 63% , 2 здания подлежат капитальному ремонту.

 

 

Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса

Наличие квалифицированных кадров

Возможность дальнейшего повышения качества образования; мобильность и профессионализм педагогов – основа для грамотного перехода на новые ФГОС.

Темп сокращения количества учащихся значительно превышает темп проведения мероприятий по сокращению численности работающих, кроме того, в  образовательных учреждениях г. Заречного 77,5 процентов от числа всех классов – общеобразовательные классы, 22,5 процента – компенсирующие и коррекционные классы. В компенсирующих и коррекционных классах нормативная наполняемость в классах ниже, чем в общеобразовательных (от 6 до 12 человек). Вследствие наличия компенсирующих и коррекционных классов численность работающих в муниципальных общеобразовательных учреждениях г. Заречного превышает установленный показатель для обычных общеобразовательных классов. Численность учащихся, приходящихся на одного учителя, в 2008 году составила 9,1 чел., в 2009 – 9,4  и находится в нормативных пределах, установленных постановлением Правительства Пензенской области от 06.02.2009 № 89‑пП). Численность учащихся, приходящихся на одного прочего работающего в образовательных учреждения в 2009 составила 7,5 чел. Численность прочих работающих в муниципальных общеобразовательных учреждениях г. Заречного превышает оптимальный уровень (35 процентов общей численности работающих в общеобразовательных учреждениях).В штатные расписания общеобразовательных учреждениях г. Заречного включены следующие должности: главный бухгалтер, заведующий производством, методист, педагог-психолог, социальный педагог, классный воспитатель, инструктор по физической культуре, программист, инженер, повар, кладовщик, кухонный рабочий, мойщик посуды, вахтер, медицинский персонал. Вышеперечисленные должности не предусмотрены типовыми штатами общеобразовательных школ.

 

 

Научно-методическая поддержка образовательного процесса.

Приоритетные педагогические технологии

 

- Наличие у педагогического сообщества положительного опыта осуществления инновационных преобразований в целостном педагогическом процессе.

 

Возможность скоординированного развития образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.

 

 

Проблемы финансирования работ, не входящих в круг должностных обязанностей педагогов.

- Грамотная организация методической работы в образовательных учреждениях; опыт проектирования и внедрения инноваций по отработанной структуре; опыт разработки программ повышения квалификации и дистанционного обучения педагогов

- Опыт владения и использования в образовательном процессе современных образовательных технологий, необходимых для введения ФГОС (технология развивающего обучения; проектные методы, ТРИЗ)

 

- Наличие пилотных и экспериментальных площадок, ресурсных центров.

 

Наличие приоритетных (профилирующих) предметных областей

Гуманитарное направление

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Средняя общеобразовательная школа № 216 « Дидакт»

Филологическая, лингвистическая области являются приоритетными во следующим показателям :

- наличие двуязычия;

- профильные филологические классы;

- качественное владение учащимися иностранными языками (подтверждающееся итогами ЕГЭ, результатами олимпиад и конкурсов разного уровня);

- высокие качественные показатели по русскому языку (подтверждающееся итогами ЕГЭ, результатами олимпиад и конкурсов разного уровня);

- пятилетний опыт участия в Международной конференции в США, Международном конкурсе в Москве (3 победителя со стажировкой во Франции);

- высокий процент поступления на факультеты иностранных языков (Пенза, Нижний Новгород, Москва);

- сотрудничество с ПГПУ (результативность участия в олимпиадах ПГПУ по  иностранным языкам, ежегодный фестиваль французской песни);

- опыт проведения межшкольных проектов (Франглия), дистанционных конкурсов для учащихся Заречного и Пензы (Знаешь ли ты Францию).

 

Использование имеющихся ресурсов для дальнейшего профилирования школы лингвистической и филологической направленности (профильные классы, дальнейшее взаимодействие с факультетом иностранных языков ПГПУ).

Проблема специфики образовательной среды лингвистической школы и ее роли в культурно-языковом развитии личности.

Недостаточный уровень востребованности предметной области, необходимость сдавать профилирующие экзамены в 9 классе.

Средняя общеобразовательная школа № 222 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического цикла

Целью преподавания предметов, составляющих образовательную область «Искусство», является формирование художественной культуры учащихся, как части культуры духовной, приобщение школьников к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество учащихся.

По предметам художественно-эстетической направленности  проводятся полугодовые академические концерты, полугодовые контрольные уроки по теоретическим дисциплинам, годовые отчетные концерты, экзамены по специальности и сольфеджио в 8 классах, полугодовые просмотры работ художественного профиля. По окончании обучения (после 8 класса) учащиеся получают свидетельство установленного образца.

Преподаватели постоянно повышают профессиональное мастерство через: курсы,  мастер-классы, методическую работу на уровне школы, города области, региона, городов ЗАТО, Москвы, Нижнего Новгорода, имеют свои авторские методические разработки, участвуют во всех проводимых конкурсах, выставках, смотрах, мероприятиях по данному профилю.

Среди учащихся – победители, призеры, обладатели гран-при , лауреаты и дипломанты региональных , всероссийских и международных музыкальных и творческих фестивалей и конкурсов.

Выпускники музыкального и художественного профиля продолжают обучение по данному профилю: каждый седьмой выпускник художественного профиля, около 20 выпускников музыкального профиля продолжают обучение в консерваториях, педагогических университетах (музыкальный факультет), институтах искусств (Санкт-Петербург).

Художественное образование позволяет выявить и развить в ребенке задатки архитектора, конструктора, дизайнера, художника. система обучения гарантирует выпускнику возможность продолжить обучение в средних и высших профильных учебных заведениях. Художественное обучение формирует личность творческую, деятельную, способную преобразовать, улучшить мир вокруг себя. Многие выпускники делают художественное творчество не профессией, а хобби.

Объемные знания в области истории искусств помогают ощутить выпускнику себя носителем высокой культуры в обществе, заставляют помнить высокие идеалы искусства и ценить вечные ценности человечества. Развитый художественный вкус служит защитой от китча и дуроновкусия в окружающей действительности.

 

Существует проблема  изучения предметов художественно- эстетического цикла в старшей школе: учащиеся, планирующие дальнейшее художественное или музыкальное образование, как правило, поступают в музыкальное (художественное) училище. Для учащихся, чей дальнейший выбор опосредованно связан с предметами художественно- эстетического цикла, необходима система программ обучения , позволяющая сделать правильный выбор.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

  • Детский сад общеразвивающего вида № 5 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому направлению развития детей;
  • Детский сад общеразвивающего вида № 19 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому направлению развития детей;
  • Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому направлению развития детей( интеллектуальное развитие). Художественно- эстетическое развитие детей в указанных ДОУ осуществляется в процессе музыкального воспитания, изобразительной деятельности, словотворчества, знакомства с художественными произведениями как на занятиях, так и в кружках: « Детское словотворчество», «В мире прекрасного», « Маленькие дизайнеры» и т.п.
  • Детский сад комбинированного вида№1 ( функционирование групп общеразвивающей и оздоровительной направленности)
  • Детский сад № 2 ( реализация программы «Здоровье» в группах общеразвивающей направленности)

Познавательно- речевое развитие имеет стабильно высокий результат( средний балл выполнения стандарта по этому направлению – 2,3) В группах созданы мини- музеи, уголки экспериментирования, развивается детское проектирование и моделирование. Отмечается динамика в разделах по развитию речи детей: « Проявляет интерес к сочинительству», «Критически относится к речи», «Умеет правильно выразить свою мысль» и т.п.

Комплексный подход к осуществлению деятельности по художественно- эстетическому и познавательно- речевому направлению развития детей помогает развить способности ребенка  в творческой деятельности и гуманитарных науках уже в раннем возрасте, скоординировать работу дошкольного и общеобразовательного учреждения, обеспечив неприрывность образования.  Определенно, существует возможность ранней профилизации, целенаправленной подготовки ребенка к школьному образованию, систематическое и планомерное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования , в частности в рамках внедрения нового федерального образовательного стандарта.

Помимо направленности необходимо учитывать территориальную принадлежность ДОУ по отношению к школе. Непрерывность образования в этом случае напрямую зависит от заинтересованности/незаинтересованности родителей -законных представителей ребенка. Однако, учитывая шаговую доступность и развитую  транспортную систему решение проблемы представляется реальным.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

Художественно- эстетическая  и культурологическая направленность реализуется по 23 образовательным  программам, 16 из которых – авторские: «Поэзия танца», «Петриковская роспись», «Фортепиано», «Лоскутная пластика», «Русская словесность», «Волшебный английский» и т.п. Возрастной состав детей очень широк - от 5 до 18 лет. сильными сторонами данного направления являются востребованность образовательных услуг, преемственность, высокая результативность. Объединения и творческие коллективы имеют сложившиеся традиции, развивается проектирование( в том числе социальное).Среди воспитанников- дипломанты, лауреаты, победители и призеры региональных и всероссийских фестивалей и конкурсов.

Хорошая перспектива еще более тесного взаимодействия с образовательными учреждениями в рамках введения ФГОС; реализация программ предпрофильной подготовки. Развитие принципа непрерывности и углубленности профильного образования.

 

Недостаточное владение методами проектирования и моделирования, отсутствие комплексных и интегрированных программ, устаревшая материально- техническая база.

Естественно - научное направление

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 230»

Естетственно- научное направление развития считается приоритетным по следующим показателям:

  • Физика-математика информатика и ИКТ
  • Химия-биология-экология

-Высокие качественные показатели

( итоги ЕГЭ, ГИА, призовые места на олимпиадах и конференциях регионального и российского уровня )

- квалификация и творческий потенциал педагогов: наличие рецензированных методических разработок, авторских программ и пр.

- высокий уровень владения информационно-коммуникационными технологиями педагогов;

- развитая информационная инфраструктура, высокоскоростной Интернет, техническая база.

- лицензионный пакет программного обеспечения.

Стимулирование интереса учащихся к учебе при активном приобщении их к современной информационной культуре, формирование информационной компетентности высокого уровня.

Взаимодействие   с высшей школой с одной стороны и предприятиями и организациями муниципалитета с другой в рамках создания в городе  технологического кластера.

Создание ресурсного центра профильного обучения

Трудности в работе с профильными группами, связанные с отсутствием нормативной базы, определяющей  муниципальный стандарт качества предоставления услуг в сфере общего образования.

Высокая стоимость некоторых необходимых для дальнейшего развития программ (в настоящий момент используются программы из бесплатного пакета).

Муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 225»

  • Математика- информатика- черчение

- квалификация и творческий потенциал педагогов: наличие рецензированных методических разработок, авторских программ и пр. 

-Взаимодействие на договорной основе с зареченским технологическим институтом

Возможно расширение спектра предметов, преподаваемых на профильном уровне, в рамках специализации, предлагаемой зареченским технологическим институтом; более широкое привлечение преподавателей института для ведения элективных курсов и факультативов в рамках предлагаемых специальностей

 

Муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 226»

  • Физика-математика информатика и ИКТ

-Многолетняя ориентированность школы на углубленное изучение указанных предметов;

- ранняя профилизация и предпрофильное ориентирование, начиная с начальной школы;

- квалификация и творческий потенциал педагогов: наличие рецензированных методических разработок, авторских программ и пр.

При переводе общеобразовательного учреждения в основное возможен перевод предпрофильного 9 физико- математического класса в лицей № 230 / МОУ СОШ № 225 с сохранением профиля обучения

По причине возможного перевода  учреждения из общеобразовательного в основное возможен отток учащихся, однако грамотно выстроенное взаимодействие с другими образовательными учреждениями позволит скоординировать работу по комплектованию классов.

Муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 221»

  • Экономика, обществознание, основы потребительских знаний, основы предпринимательства:

-Высокие качественные показатели

( итоги ЕГЭ, ГИА, призовые места на олимпиадах и конференциях регионального и российского уровня )

- квалификация и творческий потенциал педагогов: наличие рецензированных методических разработок, авторских программ и пр.

-Система Занкова ( начальная школа) позволяет ввести преподавание экономики в младших классах.

Велика возможность взаимодействия с бизнес - инкубатором, предприятиями, организациями и образовательными учреждениями в части поддержки бизнес- проектов на разных стадиях разработки.

Низкий уровень заинтересованности предприятий и организаций в развитии и поддержке «детского» предпринимательства

Муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 220»

  • Физика-математика информатика и ИКТ

-стабильные качественные показатели

( итоги ЕГЭ, призовые места на олимпиадах и конференциях регионального и российского уровня )

- квалификация и творческий потенциал педагогов

-  сотрудничество с ПГУ и градообразующим предприятием в плане подготовки кадров.

Создание Инновационно – образовательного и научно-технического пункта  развития профильного образования , входящего в состав научно-образовательного центра «Прогрессивные системы и технологии»  и созданного на базе организаций-партнеров: Школа – Университет – Предприятие.

Недостаточная информация о кадровых потребностях градообразующего предприятия и , как результат, невозможность планирования подготовки необходимых специалистов

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

  • Детский сад общеразвивающего вида № 10 с приоритетным осуществлением деятельности по социально- личностному направлению развития детей
  • Детский сад общеразвивающего вида № 11с приоритетным осуществлением деятельности по социально- личностному направлению развития детей 
  • Детский сад общеразвивающего вида № 16с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому направлению развития детей ( экологическое направление) 
  • Детский сад общеразвивающего вида № 17 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно- речевому направлению развития детей  
  • Детский сад общеразвивающей направленности № 9 с приоритетным осуществлением деятельности по  познавательно- речевому направлению развития детей ( экологическое направление) 

Социально- личностное направление  ставит своей целью научить ребенка строить взаимоотношения с окружающим миром, усвоить нормы этики . Наряду с традиционными формами работы : занятия, экскурсии , развивающие игры, педагоги активно используют проектную методику. Социализация ребенка проходит через кружки «Правознайка», театрального проекта « Я- ребенок, имею право…»  и др. По результатам психолого- педагогического обследования  у 58 % детей наблюдается стабильный рост ( до уровня высокого) таких показателей как «логическое мышление», « математические способности», «внимание», «память», «воображение»

Познавательно- речевое развитие  в процессе экологического воспитания способствует формированию экологической культуры, формирует у детей представление о себе как о части природного и социального мира и помогает ориентироваться в окружающем мире в том числе через дидактические игры, клуб

« Маленький эрудит» и т.п. 

Тесное взаимодействие дошкольных образовательных учреждений  с учреждениями дополнительного образования позволяет уже в раннем возрасти определить приоритеты в развитии ребенка, что , в свою очередь , позволяет скоординировать работу дошкольного образовательного учреждения с учетом дальнейшей профилизации в рамках общеобразовательной школы.

Увеличение объема работ в плане взаимодействия образовательных учреждений  повлечет необходимость дополнительного финансирования / стимулирования педагогических работников.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей « Центр детского технического творчества»

  • Дополнительные образовательные программы ЦДТТ имеют 4 направленности :

-научно- техническая;

-спортивно- техническая;

-художественно- эстетическая;

-социально- педагогическая

Все направленности объединены идеей технологического образования подростков. Среди объединений центра авто-,мото- и авиамодельный спорт, начально- техническое моделирование , черчение с архитектурно-художественным направлением, дизайн , фотодело и др.

Программное обеспечение Центра представлено 25 образовательными программами, из них 9 авторских, 16 модифицированных, 6 – призеры областного конкурса авторских программ и методических пособий, 5 – лауреаты Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации». Специфика возрастных особенностей детей учитывается во всех звеньях обучения: начальное звено- акцент на разнообразие форм работы, смену видов деятельности, получение базовых знаний, основная задача - заинтересовать ребенка, сформировать потребность в познании мира и сориентировать в разнообразии видов деятельности. Среднее звено – акцент на развитие и закрепление у воспитанников интереса к основным направлениям преподаваемых дисциплин; старшее звено- акцент на осознанный выбор воспитанниками будущей профессии.

При тесном взаимодействии со школами, имеющими   профильные классы естественно- научной направленности, возможна совместная ориентационная  работа по таким профессиям как программист . инженер- конструктор, инженер- технолог и т.п.

Устаревший компьютерный парк, материально- техническая база , требующая  совершенствования и обновления , недостаток квалифицированных кадров могут снизить продуктивность работы в данном направлении.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей « Детский эколого- биологический центр»

Деятельность Центра осуществляется по четырем направленностям:

эколого-биологическая;

естественнонаучная;

художественная;

туристско-краеведческая.

- программы эколого-биологической направленности – 55%,

- программы естественнонаучной направленности – 45%,

- программы художественной направленности – 63%,

- программа туристско-краеведческой направленности – 75%.

Ежегодно объединения Центра посещают до 1000 воспитанников разного возраста, проводят свой досуг по интересам, участвуют в природоохранных акциях, традиционных экологических конкурсах, учебно-исследовательской деятельности. Начальный этап изучения экологии с 5-6 лет открывает программа «Академия природы». Уже 6-летний ребенок может продолжить обучение по программе «Юный эколог», рассчитанной на детей 7-8 лет, затем перейти к программам: «Друзья природы» и «Юный зоолог», ориентированных на среднее звено обучающихся. К старшим классам ребенок определяется с профилем работы и может заняться углубленным изучением биологии. Ему предлагаются программы: «Экологическое краеведение», «Анатомия человека», «Гистология с основами эмбриологии», «Биохимия», «Микробиология», «Основы экологии», «Ботаника с основами фитоценоза», «Зоология позвоночных». Экологический туризм- еще одно направление деятельности .

Очевидна возможность создания комплекса необходимых и достаточных условий (организационно-методических, психолого-педагогических, информационных, материально-технических и др.) для формирования экологической направленности и экологической культуры жителя города Заречный, восприятия им экологического императива в качестве непреложного закона на уровне личностного. Результат- повышение уровня экологической направленности и культуры населения; эколого-экономический эффект, проявляющийся в улучшении состояния окружающей среды, здоровья населения и устойчивого социально-экономического развития ЗАТО город Заречный Пензенской области.

 

устаревшая техническая поддержка, недостаточное  кадровое обеспечение и взаимодействие с предприятиями и организациями города сможет сделать внедрение экологических инициатив недостаточно эффективным.

Муниципальное образовательное учреждение « Межшкольный учебный комбинат»

Главной задачей межшкольного учебного комбината является подготовка учащихся к трудовой деятельности. В рамках допрофессиональной и профессиональной подготовки комбинат решает следующие воспитательные задачи:

-стимулирует познавательную деятельность;

- формирует активную жизненную позицию;

- дает возможность сделать правильный профессиональный выбор.

Имеет лицензию на осуществление обучения по 5 программам по специальностям, соответствующим перечню профессий начального профессионального образования Пензенской области и по общеобразовательным программам в рамках курса « технология». Разработана 51 программа курсов по выбору ( ориентационных курсов). МТБ располагает наличием и оснащенностью кабинетов и мастерских на 98 %, обеспеченность ТСО – 92 %, обеспеченность библиотечного фонда – 60 %.Являясь Ресурсным центром предпрофильной подготовки и профильного обучения, МУК информирует учащихся о вариантах продолжения образования, ведет профориентационную работу, предлагает курсы по выбору, профдиагностику и профконсультирование.

Организация системной и более качественной технологической подготовки учащихся в рамках профильного обучения позволит создать систему трудового воспитания, профессионального самоопределения с наиболее полным учетом индивидуальных интересов , способностей, склонностей учащихся.

Существует  острая потребность в квалифицированных кадрах и их переподгтовке.

Военно- спортивное направление, здоровьесбережение

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 218»

Приоритетным направлением функционирования является наличие различных форм обучения: дневная, вечерняя, индивидуальное обучение на дому, обучение учащихся, находящихся на длительном лечении в стационаре. Для всех форм обучения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует государственный образовательный стандарт. При школе функционирует интернат с круглосуточным пребыванием детей для:

-детей, нуждающихся в помощи государства;

-детей, находящихся под опекой;

-учащихся, зарегистрированных на территории Пензенской области ,и занимающихся в спортивных секциях города Заречного;

- учащихся, зарегистрированных на территории Пензенской области, и имеющих высокую мотивацию к обучению.

Реализация многообразия форм обучения и наличие разнообразного контингента учащихся / воспитанников интерната осуществляется благодаря расширенному психолого- педагогическому, логопедическому, социально- педагогическому, медицинскому сопровождению. На базе учреждения функционирует городской Психолого- медико- педагогический консилиум.

 

Развитие оборонно- спортивного профиля, совершенствование существующих форм обучения видится вполне обоснованным ,т.к. позволяет включить в систему классной и внеклассной  работы по данному профилю детей в трудной жизненной ситуации, детей с ослабленным здоровьем или ограниченными возможностями, с пониженной успешностью в обучении и т.п. Привлечение перспективных спортсменов Пензенской области позволит развить определенные виды спорта и поднять результативность спортивных команд г. Заречного

Серьезная кадровая проблема и предаварийное состояние здания при устаревшей материально- технической базе – серьезное препятствие в достижении намеченных целей.

Муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 224»

Учреждение  имеет опыт организации образовательного процесса в рамках кадетских классов,реализуя комплексную систему патриотического и духовно- нравственного воспитания детей для формирования социально- активной, здоровой личности гражданина и патриота, обладающего чувством  национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите. Успешно осуществляется координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и социума, школы и семьи.

Действующая система дополнительного образования в рамках реализуемого профиля позволяет рассматривать систему как школу полного дня, социокультурный центр микрорайона.

Отсутствие связи с учреждениями высшей школы не позволяет рассматривать линию образования в рамках кадетства как завершенную при наличии потребности в этом со стороны населения г. Заречного.

Муниципальное образовательное учреждение «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида с осуществлением квалифицированной коррекции ограниченных возможностей здоровья воспитанников и обучающихся № 229»

Учреждение работает над созданием оптимальных условий здоровьесбеоегающей среды школы, обеспечивая дошкольное и начальное общее образование, преемственность в вопросах обучения, воспитания, развития, лечения и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста, реабилитационные мероприятия по предупреждению рецидивов заболеваний, лечение всех видов аллергических проявлений, создание условий психо- эмоциональной комфортности, обучение способам самосохранения здоровья и приемам адаптации к жизни в обществе.

Предоставление широкого спектра квалифицированных оздоровительных услуг дошкольникам и младшим школьникам, имеющим аллергические  и другие заболевания в условиях здоровьесберегающего пространства школы, в котором ограниченно интегрируется психолого- медико- педагогическая  и социальная деятельность, ориентированная на оздоровление и творческое развитие личности , а также обеспечивается соответствующий современным требованиям к обучению и воспитанию в детском саду и начальной школе высокий уровень подготовки выпускников, осознанно относящихся к своему здоровью, способных легко адаптироваться в информационном . образовательном. Социальном пространстве других общеобразовательных учреждений.

Содержание рядя медицинских работников в образовательном учреждении возведено в ранг неэффективного расходования средств, что может свести работу по оздоровлению к нулю.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

  • Детский сад № 4 комбинированного вида (группы общеразвивающей и компенсирующей направленности: группы для детей- инвалидов , речевая группа)
  • Детский сад № 13 комбинированного вида 9 группы общеразвивающей и компенсирующей направленности : речевая группа)
  • Детский сад № 14 ( реализация программы развития в группах общеразвивающей направленности по духовно- нравственному развитию детей «Возрождение»)
  • Детский сад № 15 компенсирующего вида(группы компенсирующей направленности: для детей с ЗПР, с нарушением ОДА, со зрительной патологией, речевые группы)

Здоровьесбережение , расширенное  психолого- медико- педагогическое сопровождение – отличительные черты работы учреждений. Большинство детей , посещающих ДОУ№ 15 ,имеет сложный дефект , то есть сочетание двух и более нарушений развития . Компенсирующее обучение – это , в первую очередь, индивидуальное обучение, Специально организованная деятельность с детьми осуществляется малыми группами в 4-6 человек,в соответствии с учебным планом. Коррекционная работа- в подгруппах или индивидуально. Наличие групп круглосуточного пребывания детей(  ДОУ № 14) позволяет решить проблему  воспитания и содержания детей из неблагополучных, педагогически несостоятельных , находящихся в социально- опасном положении семей.

Отличительной чертой организации воспитательно- образовательного процесса является интеграция в него лечебно- восстановительных мероприятий: офтальмологического и физиотерапевтического лечения, выполнения медицинских назначений, массажа, лечебной физкультуры.

Всестороннее развитие личности ребенка, коррекция и компенсация имеющихся нарушений развития, охрана и укрепление здоровья детей – основные цели работы учреждений

Средний возраст работников ДОУ – 47 лет, недостаточно активным является их стремление к участию в инновационной деятельности, применению новых технологий, что, от части, обусловлено устаревшей материально- технической базой учреждений.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско- юношеский центр «ЮНОСТЬ»

Учреждение реализует 8 образовательных программ по 4 направленностям:

- физкультурно- спортивная;

- военно- патриотическая;

-туристско- краеведческая;

-социально- педагогическая

Учреждение посещают более 500 детей в возрасте от 3,5 до 18 лет, приоритетными направлениями работы считаются  формирование здорового образа жизни, профилактика правонарушений, формирование патриотических чувств на основе героических традиций  страны, воспитание высоких духовно- нравственных принципов

Развитие учреждения как центра патриотического воспитания  позволит вести системную работу по формированию активной жизненной позиции учащихся /воспитанников; осознанию ими высших ценностей, идеалов и способности руководствоваться ими в практической деятельности.

 

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно- образовательный центр»

Приоритетным направлением работы учреждения является оздоровление детей и подростков города. Являясь организатором отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, центр ставит своей задачей проведение системы мероприятий, нацеленных на обеспечение функционирования детских оздоровительных лагерей различных видов( загородные, городские и т.п.). Ежегодно участниками  каникулярных смен различной тематики становятся  свыше 3 000 детей и подростков. Параллельно ведется воспитательная  работа по месту жительства.

Отличительной чертой является постоянно действующая Школа вожатых, обучающая основам педагогики , психологии и т.п. Обеспечение функционирования круглогодичного оздоровительного лагеря  позволяет оказывать платные услуги . привлекать дополнительные денежные средства.

При взаимодействии с высшей школой возможна системная подготовка не только вожатых, но и  абитуриентов педагогических вузов и средних специальных учебных заведений, что позволит в перспективе отчасти решить кадровую проблему. Возможна организация педагогической практики студентов как в каникулярное время, так и в течение учебного года.

Недостаток квалифицированных кадров, отсутствие продуманной системы в работе – существенный недостаток в достижении поставленной цели.

 

Основные направления развития системы образования

Анализ существующей системы образования муниципалитета, концепций развития образовательных учреждений, представленных для рассмотрения в июне 2010 года, показал, что образовательные учреждения города имеют все возможности и способны  реализовывать мероприятия в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». С одной стороны, четко выделены  3 основных образовательных центра, объединенные идеей профильного обучения и развития гуманитарного, естественно- научного и военно- спортивного образования, с другой стороны , существует и успешно функционирует единое образовательной пространство, позволяющее центрам успешно взаимодействовать между собой.

  • Развитие инфраструктуры, продиктованное НОИ «Наша новая школа», предполагает обеспечение современных комфортных условий  обучения и воспитания. Создать подобные условия в одночасье невозможно, но и времени на ожидание у нас нет. Следовательно, необходимо избрать максимально эффективный путь преобразований, грамотно и четко распределить силы и средства, необходимые для первоочередных мероприятий. Путь решения данной задачи мы видим в определении приоритетов: изменения инфраструктуры образовательного учреждения должны планироваться и производиться с учетом профильной направленности, что позволит достигать результатов уже на промежуточном этапе. Неверно предполагать, что речь идет о преобразованиях ТОЛЬКО в пределах профиля- мы говорим об изменениях в этой области В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ.
  • Вдумчивая кадровая политика, как еще одно направление развития образования, определенное НОИ «Наша новая школа», считается, по нашему мнению, определяющим. Обеспечение, переподготовка, эффективная система поощрения в рамках профильного образования позволит достичь главного результата работы - качественного образования и успешной дальнейшей подготовки высококвалифицированного специалиста в той или иной области человеческой деятельности.
  • Информатизация, внедрение современных технологий дает возможность для эффективного развития профилизации: использование новых форм обучения, электронных систем документооборота, возможность получения дополнительной информации – скорее необходимость, диктуемая реальностью, продуктивный  способ качественного предоставления образовательных услуг.
  • Развитие одаренности и здоровьесбережение – скорее результат успешной реализации того, о чем говорилось выше.

Максимальное развитие способностей ребенка- итог последовательной работы высококвалифицированного педагога при наличии современных технологий обучения и воспитания и комфортных условий реализации образовательного процесса. Развитие одаренности в условиях профильного образовательного центра видится нам наиболее эффективным: ранняя профилизация облегчит родителю - законному представителю ребенка выбор образовательного учреждения; взаимодействие дошкольного образовательного учреждения, школы, учреждения дополнительного образования позволит определить и развить способности и наклонности ребенка уже в раннем возрасте; грамотная организация образовательного процесса станет залогом достижения высоких результатов и успешного продолжения образования по окончанию школы. Вместе с тем  обеспечение федерального  государственного образовательного стандарта независимо от профиля даст возможность безболезненной смены, при необходимости, образовательного учреждения.

О здоровьесбережении следует говорить, учитывая необходимость, с одной стороны, укрепления физического и психического здоровья и проведения ряда медицинских и иных мероприятий в случае его нарушения либо ограниченных возможностей с другой. В первом случае мы говорим о единой системе мер в образовательном пространстве в целом, о постоянном взаимодействии системы образования города с иными организациями и учреждениями, во втором – об успешном развитии и функционировании профильного образовательного центра.

Таким образом,  организация работы системы образования  путем  развития профильных образовательных центров, обеспечивающих последовательное профильное образование в рамках дошкольного, общего и дополнительного, позволит планомерно и рационально реализовывать основные направления НОИ «Наша новая школа». Координация совместных действий и вдумчиво разработанная система мероприятий позволит последовательно и уверенно реализовывать поставленные задачи.

В плане совершенствования инфраструктуры  необходимо:

  • создать рабочую группу для  определения последовательности и содержания мероприятий по совершенствованию школьной инфраструктуры: приобретению/ переоснащению специализированных кабинетов,  информатизации образовательного процесса и системы  его административного сопровождения, оборудованию зданий и сооружений в соответствии с современными требованиями и т.п.;
  • определить план совместной работы с указанием предполагаемых сроков и экономических расчетов;
  • разработать/ привести в соответствие  нормативные документы, связанные с привлечением дополнительных денежных средств (Положение о Попечительском Совете, платных образовательных услугах и т.п.)

В плане кадрового обеспечения необходимо:

  • определить потребность в обеспечении/ переподготовке кадров с учетом профильного обучения, осуществить необходимые кадровые перестановки административного корпуса для максимально эффективного сопровождения образовательного процесса;
  • создать творческую группу для разработки и проведения плана  совместных мероприятий по организации образовательного процесса с учетом профиля обучения, скоординировать работу всех субъектов образовательного обучения для достижения единой цели - качественного предоставления образовательных услуг  по реализации  федерального государственного образовательного стандарта с учетом  профиля;
  • разработать систему поощрения педагогических работников, осуществляющих инновационную деятельность, в рамках реализации долгосрочной целевой  муниципальной программы «Образование».

В плане информатизации и внедрения современных технологий необходимо:

  • определить основополагающими современные технологии сопровождения образовательного процесса и его администрирования: широкое использование мультимедийной техники, дистанционное образование, freelance технологии, электронный документооборот и т.п.
  • провести анализ имеющегося материального и программного оснащения, составить план его обновления/приобретения/замены;
  • рассмотреть возможности переподготовки/ обучения специалистов использованию современных технологий в образовательном процессе, его подготовке и анализе результатов.

В плане работы с одаренными и высокомотивированными детьми необходимо:

  • скорректировать проводимый комплекс мероприятий с учетом развития муниципальных профильных образовательных центров ;
  • расширить спектр участия в региональных , всероссийских и международных мероприятиях учащихся/воспитанников образовательных учреждений;
  • поддерживать и развивать деятельность Молодежной общественной научной организации;
  • разработать совместно с высшей школой систему мероприятий по методической поддержке педагогов, работающих с высокомотивированными детьми;
  • организовать психологическое сопровождение работы профильного центра с целью  раннего выявления и сопровождения одаренности.

Вместе с тем, некоторые направления работы могут быть реализованы только в едином образовательном пространстве, при условии тесного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса:

  • Сохранение и укрепление здоровья - одна из важнейших функций, осуществляемых всеми образовательными учреждениями. Положительная динамика показателей здоровья учащихся, снижение уровня заболеваемости – результат реализации системы мер, предпринимаемых  как муниципалитетом в целом, так и каждым образовательным учреждением в частности. В городе при поддержке Администрации разработана и успешно действует система бесплатных завтраков, реализуется долгосрочная целевая муниципальная программа  «Школьное молоко» с годовым объемом финансирования свыше 3,5 млн. руб.  В 27 коррекционных и 14 компенсирующих классах школ города реализуются образовательные программы для детей с ослабленным здоровьем или с ограниченными возможностями наряду с их полноценным медицинским сопровождением. Однако 35 медицинских ставок, 7,5 ставок учителей- логопедов, имеющихся в образовательных учреждениях города, имеют на сегодняшний день статус неэффективного расходования средств. В связи с этим мы стоим перед выбором: сохранить уникальную систему медицинского сопровождения образовательного процесса, учитывая растущее число детской патологии, либо повысить  эффективность расходования средств по существующей методике её определения.
  • Защита прав ребенка, работа с семьей - еще одно направление работы всех без исключения образовательных учреждений. Дети, находящиеся под опекой, дети из неблагополучных семей, находящихся на внутреннем и межведомственном учете – это учащиеся, воспитанники образовательных учреждений, чья задача – обеспечить мероприятия в рамках
    • Воспитательно-профилактической работы с детьми;
    • Профилактической работы с родителями;
    • Коррекционной работы специалистов ОУ (социального педагога, психолога, медработника).

И вновь перед нами встает выбор  между сохранением и развитием существующей системы работы в данном направлении и неэффективным, в соответствии с определением существующей методики, расходованием средств, направленных на финансирование17,5 ставок педагогов- психологов и 21 ставки социальных педагогов.

  • Общественное молодежное движение, социальное проектирование, патриотическое, нравственное воспитание – взаимосвязанные и динамично развивающиеся направления образовательной политики города. Молодёжное объединение «Лига молодых Заречного» (ДДТ) является координатором городского детского движения «Юные зареченцы», а городская Детская Дума - организатором мероприятий в рамках программы «Исследователи миров человеческих ценностей». Социальное проектирование помогает по-иному взглянуть на проблемы общества и попытаться найти возможность их решения.
  • Экономическое, бизнес-проектирование рассматривается нами как новый совместный вид деятельности, когда  профильные образовательные центры, разрабатывая бизнес - проекты по своему направлению, имея интересные идеи, предлагают их для совместной разработки в рамках функционирования  МОУ СОШ № 221, как общеобразовательного учреждения с изучением экономики, основ предпринимательства, основ потребительских знаний, обществознания на профильном уровне.

Таким образом, отмечая необходимость и своевременность  реформ, определяемых национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», мы четко осознаем ответственность за любые шаги, предпринимаемые системой образования города: требования, предъявляемые к образованию сегодня, понятны:

  • для педагога - это высокий уровень  профессионализма, умение и желание строить образовательный процесс с учетом новейших технологий обучения и воспитания, инициативность и творчество;
  • для руководителя образовательного учреждения - способность четко представлять цель, рассматривая своё учреждение как часть единого образовательного пространства, взаимодействовать  с иными субъектами образовательного процесса для достижения максимального результата;
  • для  учреждения - четкая позиция в выборе типа учреждения с учетом реализуемых программ, грамотная и рациональная финансовая политика, способность и возможность развития общественных институтов управления и поддержки образовательного процесса;
  • для департамента образования – организация и сопровождение методической поддержки учреждений, спокойная и уверенная координация действий, обоснованная требовательность и последовательный контроль.
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер