Развитие художественно-творческих способностей в дизайнерской деятельности. (Автор: Скиба О.А., воспитатель МДОУ «Детский сад № 14») |
Дизайн – искусство особого рода. Его создают люди необычного склада, которые соединяют в себе высокий профессионализм и по-детски незамутненный взгляд на мир, художественный вкус и умение сохранить красоту искусства, неповторимость природы. Не случайно в последние десятилетия дизайн стал объектом пристального внимания педагогов, психологов, искусствоведов, коллекционеров. Ведь современное общество глубоко заинтересованно в художественно- эстетическом воспитании подрастающего поколения. А человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Ребенок, тонко чувствующий прекрасное, воспринимающий мир как живой и ценный самим фактом своего существования, всегда будет гуманен, доброжелателен и толерантен.
Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также Концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка. Коллектив нашего детского сада работает с детьми по комплексной программе « Истоки », в которой выделен раздел « Дизайн и дети ». Это один из разделов , по которому еще недостаточно методического материала и он мало изучен. Но вместе с тем, результаты комплексной диагностики показывают желание и стремление детей заниматься дизайнерской деятельностью за пределами временных рамок занятий. Прежде всего, я провела большую работу по изучению теории данного вопроса. По результатам педагогической диагностики и в процессе общения с детьми на занятиях изобразительной деятельности и в повседневной жизни я выявила детей, проявляющих интерес к дизайнерской деятельности. Для того чтобы шире и глубже познать и изучить мир дизайна, приобщить ребенка к миру искусства возникла идея создания клуба « Маленький дизайнер ». Имея художественное образование и творческие способности, я почувствовала потребность и желание глубже ознакомиться с историей развития дизайна, ответить себе на вопрос: « Нужны ли эти знания детям и взрослым? », и выявить родителей – единомышленников. С этой целью я провела анкетирование среди родителей. Проанализировав анкеты, я увидела их заинтересованность данным вопросом, но отсутствие каких- либо глубоких знаний о дизайне. Прежде всего, я изучила свои знания об истории развития дизайна. Чтобы пополнить знания родителей о дизайне, я провела ряд консультаций:«Что такое дизайн ?», «Детский дизайн», и др. После нашего общения родители проявили искренний интерес к вопросу детского дизайна и желание заниматься дизайнерской деятельностью вместе с детьми. Была определена цель: работы клуба: « Маленький дизайнер »: « Приобщать детей к миру дизайна ». Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
На клубных занятиях мы общались с детьми «на равных». Я не навязывала детям «правильных» образцов, а давала возможность каждому ребенку фантазировать, возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого созидания. Клуб «Маленький дизайнер» существует в нашем детском саду уже два года. Дети с удовольствием посещают клуб 2 раза в месяц. Совместно с детьми и родителями мы составляли примерный план работы клуба, выбирали время занятий и материал. За это время многое было пройдено, изучено. Элементы дизайна ввожу практически во всех видах продуктивной деятельности (рисовании, лепки, аппликации, конструировании), т. к. в этом возрасте ребенок наиболее сензитивен к творчеству, самовыражению своего «Я». Создаваемые образы, выполненные детьми в разных материалах, отличались индивидуальностью, выразительностью, эмоциональностью. Ведь, говоря о ребенке – дизайнере, мы не подразумеваем ребенка – художника, а говорим о необычном взгляде на обычные вещи. Дизайн – это красота и удобство. Обучение технике дизайн – культуры осуществляю поэтапно. Это:
В процессе дизайнерской деятельности дети и родители знакомились с особенностями, свойствами, возможностями различных художественных материалов и новыми технологиями. Тематика клубных занятий с детьми была очень разнообразна. Это:
При восприятии конечного результата своего творчества старшие дошкольники проявляли активный, ярко выраженный интерес к дизайну. Дети давали оценку с позиции понимания художественного образа как результата творчества. Рассмотрим каждое из них. Архитектурно-художественное моделирование: Архитектурно-художественный дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту. Данную задачу решаю через ознакомление детей с доступными им образцами отечественного и мирового зодчества. Дети знакомились с архитектурой разного времени, различными зданиями и постройками. Для воплощения своих идей на клубных занятиях дети создавали проекты на темы:
Данные работы были выполнены из разного материала ( картон, бумага, пластиковые флаконы , коробки, бросовый и природный материал). Дизайн интерьера: В настоящее время большое влияние на ребенка оказывает предметно - развивающая среда, поэтому особое внимание детей я обращаю на украшение интерьера. В данном случае интерьер выступает эталоном эстетического воспитания, в котором ребенок черпает безграничное море фантазии и творчества. Дети обращают внимание на окружающие объекты, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, фактуры, величины, пропорций. Для дизайнерской деятельности дети собирали растения и минералы, использовали бумагу, ткани, природные материалы, создавали из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта:
Настенное панно: « Аквариум » Настенное панно : « Птицы » Украшение для группы : « Елочка » Интересен и полезен детям дизайн композиций из даров природы. ( зелень, сухостой, овощи, фрукты). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте. познают удивительный и необъятный мир природы. Ведь природный материал- кладовая для фантазии и игры воображения. В процессе совместной трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, что приносит ему радость, поддерживает интерес и желание мастерить. Так маленькими дизайнерами были созданы прекрасные композиции:
« Ваза с цветами из овощей и тыквы ) ( коллективная работа детей подготовительной группы ) Коллективная композиция « Морские пираты » « Черепаха » Дизайн одежды и украшений: Особое внимание уделяю ознакомлению с одеждой, новыми технологиями и направлениями в украшении одежды. Игры художественного содержания и сюжетно- ролевые игры побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, кофточки), декора к спектаклям. Маленькие дизайнеры оценивают костюмы персонажей, одежду и внешний вид сверстников и взрослых, подражают опрятно и нарядно одетым людям. По одежде и поведению они могут судить о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей. Маленькие модельеры придумывали новые и удивительные коллекции одежды:
Мы - модельеры: « Платье для мамы » Дизайн посуды: В этом возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только по назначению (гостиная, кухня, столовая), но и наблюдая и оценивая убранство комнат, дети переносят доступные им принципы эстетического единства в свое творчество. Дошкольники знакомятся с различной посудой (столовый сервиз, чайный сервиз) и вносят красоту художественной образности, убранства в собственную практику создания культурно – игрового интерьера. Маленькие дизайнеры научились видеть и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Так дети придумывали новую посуду, сервизы, чайные наборы:
« Весенние вазы с цветами » на конкурсе « Дефиле весенней моды » Стаканчики для рисования Тарелочка под хохлому Маленькие дизайнеры участвуют в персональных выставках, где представляют свои работы, выполненные в разных жанрах, с использованием разного материала. Такие выставки в детском саду традиционно устраиваются в « Музее эстетики ». Тематика выставок достаточно разнообразна: « Овощной калейдоскоп», « Мастерская Деда Мороза », « День Защитника Отечества », « Весенние букеты » и др. Возрос неподдельный интерес родителей к творчеству своих детей, появился соревновательный момент. Выставки всегда оформлялись торжественно. Все «шедевры» оценивались по достоинству и не оставались незамеченными. Посмотреть их могли все желающие. Сколько разнообразных тайн открывали дети, изучая мир природы. Душа ребенка необыкновенно открыта в такие минуты. Он начинает понимать, что конечный результат зависит от него. А самое ценное – это то, что дети и взрослые совместно проводят время. За активное участие в конкурсах и подготовку замечательных поделок группам вручаются благодарственные письма с указанием имен родителей и детей. Организация таких выставок стала нашей хорошей традицией. « Поделки из овощей » Выставка в музее эстетики « Наш огород » Выставка в музее эстетики : «Поделки из овощей » Взаимодействие с родителями В процессе работы клуба я почувствовала стремление родителей к совместному творчеству с детьми и стала вовлекать их в совместную деятельность. Родители стали активно помогать в сборе материала, участвовать в оформлении выставок, посещать клуб т. к. увидели, что дети посещают клуб с большим желанием, учатся фантазировать, творить, создавать прекрасные произведения искусства. В течение всего года родители помогали нам в работе. Приносили совместно созданные поделки, композиции, панно, украшения для группы, плакаты. Итогом клубной работы послужил конкурс: « Дефиле весенней моды ». Цель конкурса: «Обобщить знания о дизайне через разные виды деятельности ». В конкурсе принимали участие дети и родители. Дети показали знания аранжировки цветов и проявили умения в составлении натюрмортов, икебан. С помощью разных атрибутов дети создавали образы мам на концерте, театре, на рыбалке, на дойке коров, на охоте и др. Дети сами придумывали головные уборы, для показа и затем демонстрировали их на подиуме: « Цветочная поляна », « Морской бриз », « Фруктовый сад », « Шоколадный принц » и др. Ребята использовали шляпы, панамы, косынки, и декорировали их цветами, бабочками, ракушками и даже фруктами. Родители тоже показали мастерство в создании весенней коллекции. Ими были придуманы модели одежды из бросового материала: « Радуга », «Рыцарь », « Карамельная принцесса », « Жемчужная ночь »и др. К подготовке конкурса приобщали активных бабушек. В результате проведенного конкурса дети и родители получили положительные эмоции, проявили творчество и фантазию, показали хорошие умения и навыки дизайнерской деятельности. Мама в образе охотника на конкурсе «Дефиле весенней моды» Мамы на выставке картин Дети с родителями на конкурсе « Наряд для мамы » Родители в образах доярки, спортсменки, актрисы Мама на конкурсе: « Дефиле весенней моды » Шляпа для мамы: « Фруктовый сад » ( Денис.Р.) Результаты работы : В результате работы клуба в 2007-2009 учебном году были достигнуты определенные успехи:
В 2008 году дети участвовали в городских конкурсах: 1) Конкурсе- выставке « Бенефис цветов ». В этом конкурсе дети заняли 1 место за композицию : « Старичок-лесовичок ». А за композиции: « Черепаха», « Золотая осень », « Золотой петушок », « Сказочный павлин » ребята были награждены персональными грамотами. 2) Конкурсе: « Мы в ответе за происшествия эти.» Коллективный плакат на тему: « Огонь- друг, Огонь- враг! » был оценен жюри по достоинству. И в этом конкурсе маленькие дизайнеры тоже заняли 1 место . За плакаты по правилам поведения на дорогах дети были награждены почетными грамотами и призами. « Старичок - лесовичок » Плакат: « Огонь- друг! Огонь- враг! » « Огонь в лесу » Художественно- эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения детей к основам дизайнерской деятельности я рассматриваю как основу деятельной и саморазвивающейся, творческой личности. Поэтому я считаю эту работу необходимой, системной и целенаправленной и планирую продолжить работать в этом направлении, искать новые формы работы по ознакомлению детей с дизайнерской деятельностью. Использованная литература:
|