Развитие художественно-творческих способностей в дизайнерской деятельности. (Автор: Скиба О.А., воспитатель МДОУ «Детский сад № 14»)

Дизайн – искусство особого рода. Его создают люди необычного склада, которые  соединяют в себе высокий профессионализм и по-детски незамутненный взгляд на мир, художественный вкус и умение сохранить красоту искусства,  неповторимость природы.

Не случайно в последние десятилетия дизайн стал объектом пристального внимания педагогов, психологов, искусствоведов, коллекционеров. Ведь современное общество глубоко заинтересованно в художественно- эстетическом воспитании подрастающего поколения. А человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Ребенок, тонко чувствующий прекрасное, воспринимающий мир как живой и ценный самим фактом своего существования, всегда будет гуманен, доброжелателен и толерантен.

 

Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено  возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также Концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.

Коллектив нашего детского сада работает с детьми по комплексной программе « Истоки », в которой выделен раздел « Дизайн и дети ». Это один из разделов , по которому еще недостаточно методического материала и он мало изучен. Но вместе с тем, результаты комплексной диагностики показывают желание и стремление детей заниматься дизайнерской деятельностью за пределами временных рамок занятий.

Прежде всего, я провела большую работу по изучению теории данного вопроса. По результатам педагогической диагностики и в процессе общения с детьми на занятиях изобразительной деятельности и в повседневной жизни  я выявила детей, проявляющих интерес к дизайнерской деятельности. Для того чтобы шире и глубже  познать и изучить мир дизайна, приобщить ребенка к миру искусства возникла идея создания клуба « Маленький дизайнер ».

Имея художественное образование и творческие способности, я почувствовала  потребность и желание глубже ознакомиться с историей развития дизайна, ответить себе на вопрос: « Нужны ли эти знания детям и взрослым? », и выявить родителей – единомышленников. С этой целью я провела анкетирование среди родителей. Проанализировав анкеты, я увидела их заинтересованность  данным вопросом, но отсутствие каких- либо глубоких знаний о дизайне. Прежде всего, я изучила свои знания  об истории развития дизайна. Чтобы пополнить знания родителей о дизайне, я провела ряд консультаций:«Что такое дизайн ?», «Детский дизайн», и др.

После нашего общения родители проявили искренний интерес к вопросу детского дизайна и желание заниматься дизайнерской деятельностью вместе с детьми. Была определена цель: работы  клуба: « Маленький дизайнер »: « Приобщать детей к миру дизайна ».

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Поощрять нестандартное видение окружающего мира; личностной позиции, как при восприятии произведений искусства, так и в процессе творчества.
  2. Развивать фантазию, воображение; наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать.
  3. Учить создавать оригинальные аранжировки из природных и искусственных  материалов, используя их для украшения одежды и комнат.
  4. Обучать различным техникам дизайна.
  5. Формировать предпосылки поисковой деятельности.
  6. Формировать умение самостоятельно анализировать полученные результаты.
  7. Воспитывать эстетическое отношение   к    окружающему

2

На клубных занятиях мы общались с детьми «на равных». Я не навязывала детям «правильных» образцов, а давала возможность каждому ребенку фантазировать, возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого  созидания.

Клуб «Маленький дизайнер» существует  в нашем детском саду уже два года. Дети с удовольствием посещают клуб 2 раза в месяц. Совместно с детьми и родителями мы составляли примерный план работы клуба, выбирали время занятий и материал.

За это время многое было пройдено, изучено. Элементы дизайна ввожу практически во всех видах продуктивной деятельности (рисовании, лепки, аппликации, конструировании), т. к.  в этом возрасте ребенок наиболее сензитивен к творчеству, самовыражению своего «Я». Создаваемые образы, выполненные детьми в разных материалах, отличались индивидуальностью, выразительностью, эмоциональностью. Ведь, говоря  о ребенке – дизайнере, мы не подразумеваем ребенка – художника, а говорим о необычном взгляде на обычные вещи. Дизайн – это красота и удобство.

Обучение технике дизайн – культуры осуществляю поэтапно. Это:

  • мотивация ребенка на освоение нового способа;
  • самостоятельное или совместное со взрослым экспериментирование с новым  материалом, новым способом;
  • использование нового способа при создании художественного образа в самостоятельной или совместной со сверстниками деятельности.

В процессе дизайнерской деятельности дети  и родители знакомились с особенностями, свойствами, возможностями различных художественных материалов и  новыми технологиями. Тематика клубных занятий с детьми была очень разнообразна. Это:

  • архитектурно–художественное моделирование;
  • дизайн интерьера;
  • дизайн одежды и украшений;
  • дизайн посуды.

При восприятии конечного результата своего творчества старшие  дошкольники проявляли активный, ярко выраженный интерес к дизайну. Дети давали оценку с позиции понимания художественного образа как результата творчества.  

Рассмотрим каждое из них.

Архитектурно-художественное моделирование:

Архитектурно-художественный дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту.

Данную задачу решаю через ознакомление детей с доступными им образцами отечественного и мирового зодчества. Дети знакомились с архитектурой разного времени, различными зданиями и постройками. Для воплощения своих идей  на клубных занятиях дети создавали проекты на темы:

  • «Фонари на улицах города»;
  • «Детский сад мы строим сами»( изготовление макета );
  • «Домики трех поросят»;
  • «Дом для птиц».

Данные работы были выполнены из разного материала ( картон, бумага, пластиковые флаконы , коробки, бросовый и природный материал).    

3

Дизайн интерьера:

В настоящее время большое влияние на ребенка оказывает предметно - развивающая среда, поэтому особое внимание детей я обращаю на украшение интерьера. В данном случае интерьер выступает эталоном эстетического воспитания, в котором ребенок черпает безграничное море фантазии и творчества. Дети обращают внимание на  окружающие объекты, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, фактуры, величины, пропорций.

Для дизайнерской деятельности дети  собирали растения и минералы, использовали бумагу, ткани, природные материалы, создавали из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта:

  • «Дары осени»;
  • «Кудрявые деревья»;
  • «Весенний лужок»;
  • «Наш аквариум».

4Настенное панно: « Аквариум »

5Настенное панно : « Птицы »

6Украшение для группы : « Елочка »

Интересен и полезен  детям дизайн композиций из даров природы.

( зелень, сухостой, овощи, фрукты). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте. познают удивительный и необъятный мир природы. Ведь природный материал- кладовая для фантазии и игры воображения. В процессе совместной трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, что приносит ему радость, поддерживает интерес и желание мастерить. Так маленькими дизайнерами были созданы  прекрасные композиции:

  • «Старичок – лесовичок»;
  • «Черепаха»;
  • «Золотая осень»;
  • «Львенок»;
  • «Золотой петушок»
  • «Сказочный павлин».

7« Ваза с цветами из овощей и тыквы )

( коллективная работа детей подготовительной группы )

8Коллективная композиция « Морские пираты »

9

« Черепаха »

Дизайн одежды и украшений:

Особое внимание уделяю ознакомлению с одеждой, новыми технологиями и направлениями в украшении одежды. Игры художественного содержания и сюжетно- ролевые игры побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, кофточки), декора к спектаклям. Маленькие дизайнеры оценивают костюмы персонажей, одежду и внешний вид сверстников и взрослых, подражают опрятно и нарядно одетым людям. По одежде и поведению они могут судить о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей.

Маленькие модельеры  придумывали новые  и удивительные коллекции одежды:

  • «Галстук для папы»;
  • «Шляпы, короны, кокошники»;
  • «Красивые бусы и браслеты»;
  • «Платье для мамы».

10Мы - модельеры: « Платье для мамы »    

Дизайн посуды:

В этом возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только по назначению (гостиная, кухня, столовая), но и наблюдая и оценивая убранство комнат, дети переносят доступные им принципы эстетического единства  в свое творчество. Дошкольники знакомятся с различной посудой  (столовый сервиз, чайный сервиз)  и вносят красоту художественной образности, убранства в собственную практику создания культурно – игрового интерьера.

Маленькие дизайнеры научились видеть и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Так дети придумывали новую посуду, сервизы, чайные наборы:

  • «Стаканчики для карандашей»;
  • «Вазу для мамы»;
  • «Посуду для кукол».

11« Весенние вазы с цветами »

на конкурсе « Дефиле весенней моды »

12Стаканчики для рисования

13Тарелочка под хохлому

Маленькие дизайнеры участвуют в персональных выставках, где представляют свои работы, выполненные в разных жанрах, с использованием разного материала. Такие выставки в детском саду традиционно устраиваются  в « Музее эстетики ». Тематика выставок  достаточно разнообразна: « Овощной калейдоскоп», « Мастерская Деда Мороза », «  День Защитника Отечества », « Весенние букеты » и др.

Возрос неподдельный интерес  родителей к творчеству своих детей, появился соревновательный момент. Выставки всегда оформлялись торжественно. Все «шедевры» оценивались по достоинству и не оставались незамеченными. Посмотреть их могли все желающие. Сколько разнообразных тайн открывали дети, изучая мир природы. Душа ребенка необыкновенно открыта в такие минуты. Он начинает понимать, что конечный результат зависит  от него. А самое ценное – это то, что дети и взрослые совместно проводят время.

За активное участие в конкурсах и подготовку замечательных поделок группам вручаются благодарственные письма с указанием имен родителей и детей. Организация таких выставок стала нашей хорошей традицией.

14« Поделки из овощей »

15Выставка в музее эстетики « Наш огород »

16Выставка в музее эстетики : «Поделки из овощей »

Взаимодействие с родителями

В процессе работы клуба я почувствовала стремление родителей к совместному творчеству с детьми и стала вовлекать их в совместную деятельность. Родители  стали активно помогать в сборе материала, участвовать в оформлении выставок, посещать клуб т. к. увидели, что дети посещают клуб с большим желанием, учатся фантазировать, творить, создавать прекрасные произведения искусства.

В течение всего года родители помогали нам в работе. Приносили совместно созданные поделки, композиции, панно, украшения для группы, плакаты.

Итогом клубной работы послужил конкурс: « Дефиле весенней моды ».

Цель конкурса: «Обобщить знания о дизайне  через разные виды деятельности ». В конкурсе принимали участие дети и родители. Дети показали знания аранжировки цветов и проявили умения в составлении натюрмортов, икебан.

С помощью разных атрибутов дети создавали образы мам на концерте, театре, на рыбалке, на дойке коров, на охоте и др. Дети сами придумывали головные уборы, для показа и затем демонстрировали их на подиуме:     « Цветочная поляна »,    « Морской бриз »,    « Фруктовый

сад »,  « Шоколадный принц » и др.    Ребята использовали шляпы, панамы, косынки,  и декорировали  их цветами, бабочками, ракушками и даже фруктами.

Родители тоже показали мастерство в создании весенней коллекции. Ими были придуманы модели одежды из бросового материала: « Радуга »,   «Рыцарь », « Карамельная принцесса », « Жемчужная ночь »и др.  К подготовке конкурса приобщали активных бабушек. В результате проведенного конкурса дети и родители получили положительные эмоции, проявили творчество и фантазию, показали хорошие умения и навыки дизайнерской деятельности.

17Мама в образе охотника на конкурсе «Дефиле весенней моды»

18Мамы на выставке картин

19Дети с родителями на конкурсе « Наряд для мамы »

20Родители в образах  доярки, спортсменки, актрисы

21Мама на конкурсе: « Дефиле весенней моды »

22Шляпа для мамы: « Фруктовый сад » ( Денис.Р.)

Результаты работы :

В результате  работы клуба в 2007-2009 учебном году были достигнуты определенные успехи:

  1. Дети воспринимают и эмоционально реагируют на художественный  образ:
  2. Используют разные  средства выразительности в передачи произведений  разных видов и жанров;
  3. Эмоционально откликаются на красоту природы, одежды и  убранства  помещений, проявляют интерес к дизайну;
  4. Проявляют индивидуальное творчество в декоративной дизайн-   деятельности.
  5. Дети участвуют в персональных выставках, где представляют свои  работы, выполненные в разных жанрах, с использованием разного материала;
  6. Родители стали активными участниками всех мероприятий, вместе с детьми они создают великолепные композиции, костюмы;

В 2008 году дети участвовали в  городских конкурсах:

1) Конкурсе- выставке « Бенефис цветов ».

В этом конкурсе дети заняли 1 место   за композицию : « Старичок-лесовичок ». А  за композиции: « Черепаха», « Золотая    осень »,

« Золотой петушок », « Сказочный павлин » ребята были награждены  персональными грамотами.

2) Конкурсе: « Мы в ответе за происшествия эти.»

Коллективный плакат на тему: « Огонь- друг, Огонь- враг! » был оценен жюри по достоинству. И в этом конкурсе маленькие дизайнеры  тоже заняли 1 место . За плакаты по правилам поведения на дорогах дети были награждены  почетными грамотами и призами.

23« Старичок - лесовичок »

24Плакат: « Огонь- друг! Огонь- враг! »

25« Огонь в лесу »

Художественно- эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения детей к основам дизайнерской деятельности я рассматриваю как основу деятельной и саморазвивающейся, творческой личности. Поэтому я считаю эту работу необходимой, системной и целенаправленной и планирую продолжить работать в этом направлении, искать новые формы работы по ознакомлению детей с дизайнерской деятельностью.

Использованная литература:

  1. «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника. - М.,2003
  2. Лыкова И.А.Цветные ладошки: Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.-М.2003.
  3. Лялина Л. А  Дизайн и дети: из опыта методической работы.- М., ТЦ Сфера, 2006.
  4. Евстигнеева Н.В.Изобразительное искусство и художественный труд.-М.. 1998.
  5. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников.- М., 2004
  6. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского  изобразительного творчества.- М.ВЛАДОС 2006
  7. Алексахин Н.И. Матрешка. – М. 1998.
  8. Лялина Л.А.Дизайн пришел в детский сад. // Методист дошкольного образовательного учреждения№2.2009.
  9. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.2007.
  10. Дорожин Ю. « Искусство – детям »: Первые уроки дизайна.- 2005, № 1
  11. Рыжова Н. Букарева А. Необычное  в обычном .// Обруч – 2008, № 6
  12. Логинова Л. Дизайн – премьера. // Обруч -2008, № 6
  13. Лыкова И. А. Хранители очага. // Обруч – 2008, № 6
  14. Дрезина М. Праздник начинается с открытки.// Обруч – 2008, № 6
  15. Золотая коллекция идей. – М. 2008
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер