№ 129 Декабрь 2017

Детско-юношеская газета "Четвертое Измерение"

скачать оригинал

t

«Школа Росатома». Финальные мероприятия в Заречном

На три дня Заречный стал столицей проведения финальных мероприятий конкурсной программы проекта «Школа Росатома». С 20 по 22 ноября лучшие педагоги «атомных» городов получили возможность поделиться своими наработками, опытом и открытиями. Каждый из них стал участником уникальных событий, которые возможны только в этом проекте.

Начинаем удивлять

Организаторы очень долго готовились к этому событию и решили делать приятные сюрпризы в течение всех дней. Первым удивлением стало радио-обращение на Казанском вокзале в Москве: из столицы страны в Заречный отправляется целый поезд участников проекта «Школа Росатома». Еще один сюрприз — свежий номер газеты «Четвертое измерение». Он ждал своих читателей уже в вагонах поезда.

На вокзале в Пензе гостей встретили зареченские КВНщики, и поездка в автобусе до города была веселой, придала заряд бодрости участникам конкурса. На импровизированных кирпичиках они оставили свои приветствия, обращения и пожелания.

Уже в городе гостям хорошее настроение добавил жизнерадостный флешмоб, подготовленный ребятами из детского волонтерского центра. На целый день они стали кураторами делегаций из городов — участников проекта «Школа Росатома». После флешмоба было заложено основание пирамиды, символизирующей устойчивость и стремление вверх.

Еще одним сюрпризом для участников финала стали специально изготовленные в Центре образования и профессиональной ориентации блокноты и закладки с неофициальным символом Заречного — лосем.

Центральным событием дня стала презентационная программа системы образования нашего города «Формула развития успешной личности». Гости побывали в школах, детских садах и учреждениях дополнительного образования. После посещения презентационных площадок участники продолжили строительство пирамиды. На специальных табличках они написали свои впечатления и слова благодарности.

Погружаемся в конкурс

Второй день был полностью посвящен конкурсным испытаниям в четырех номинациях. В борьбу за победу вступили учителя, воспитатели, управленческие команды школ и детских садов.

Участники конкурса провели напряженный день в поисках решений сложных вопросов образования. А завершился он позитивом и эмоциональным подъемом. Педагоги устроили настоящий фейерверк профессиональных проб, проектных и технологических прорывов. Утром следующего дня конкурсанты приступили ко второму этапу испытаний. Они представляли результаты своего «мозгового штурма», проектировали разные модели дошкольного и школьного образования.

Подводим итоги

После напряженной конкурсной работы участники финальных мероприятий встретились с Алексеем Евгеньевичем Лихачевым, генеральным директором Госкорпорации по атомной энергии «Росатом». Он поблагодарил за большой вклад в развитие сферы образования педагогических работников и команды управленцев, вручил благодарственные письма муниципальным координаторам проекта «Школа Росатома». А юные зареченцы подарили Алексею Евгеньевичу сувенир, сделанный своими руками.

Награждение победителей было очень интригующим. Педагоги не сдерживали свои эмоции: улыбались, плакали, щедро делились со всеми окружающими радостью победы.

После церемонии награждения всех ждал еще один сюрприз. Вечернее небо над Заречным превратилось в оригинальный фон для ярких вспышек тысячи огней фейерверка. А на «небосводе» проекта «Школа Росатома» появились новые звезды — победители и финалисты конкурсной программы. Масштабное образовательное событие закончилось.

Педагоги разъезжаются по своим городам. Пусть же они передадут ощущение счастья и праздника своим ученикам и воспитанникам, ведь детям это так нужно!

На сайте «Школа Росатома» размещен список победителей во всех номинациях конкурсной программы

http://rosatomschool.ru/pozdravljaem-pobeditelej-konkursnoj-programmy-proekta-shkola-rosatoma-2017-2018-uchebnogo-goda/

1

Вадим Варнавкин, Анна Самарова, Фото редакции «ЧИЗ»

«Труд - это главное, что было в моей жизни»

В семнадцать лет он получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.». В сорок четыре добился высшей степени отличия за труд.

В нашем городе проходит акция «Слава созидателям!» На встречах с ветеранами мы узнаем, как строился и развивался город Заречный,   какой вклад в развитие Пензенской области и страны в целом вносили его жители.

Накануне Дня Героев Отечества юнкоры «Четвертого измерения» побывали в гостях у Николая Сергеевича Булгакова, Героя Социалистического Труда. Это звание присвоено ему 8 апреля 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии сельскохозяйственного производства.      

Николай Сергеевич Булгаков родился в селе Пешая Слобода Нижнеломовского района в 1928 году. «Летом сорок первого отцы, старшие братья и сестры ушли защищать Родину, а мы остались помогать фронту, - вспоминает ветеран. – Женщины, старики и подростки работали в колхозе день и ночь». Так началось военное детство тринадцатилетнего мальчишки. Взрослые косили траву, он собирал ее в кучи и вез на станцию. Там сено загружали в вагоны и отправляли на фронт лошадям.

Когда приходило время уборочной, женщины и старики собирали урожай. Николай помогал, на себе носил мешки с картошкой и зерном. Собирал сено в снопы, вместе с другими подростками на палках таскал их в большую кучу по 15-17 штук.

Потом работал с матерью на хлебозаводе. Выпекали хлеб для армии, но самим приходилось жить впроголодь. Как подростку Николаю выдавали в день всего 200 граммов хлеба.

Вся семья Булгаковых считает чудом, что после одного несчастного случая он остался в живых. Дочь Валентина, обняв Николая Сергеевича за плечи, с волнением рассказывает: «Отец в то время совсем еще мальчишкой был. На быках перевозил сено. В поле его застала сильная гроза. Дорогу так развезло, что быкам было не пройти. Он промок и так сильно замерз, что вскоре заболел воспалением легких. Лечить было нечем, началось осложнение.

Когда приехал врач из района, принял решение срочно оперировать. Без наркоза вскрыл грудную клетку и откачал гной. Чудо, что совсем ослабленный, мальчишка справился со смертельным недугом».

«После войны, - вспоминает Николай Сергеевич, - наш 28 год начали призывать на службу. Но в армию ушли только десять процентов призывников. Две тысячи комсомольцев Пензенской области отправились в Иркутскую область восстанавливать народное хозяйство». Так Николай Сергеевич начал свою трудовую молодость в Сибири.

Послевоенное время было очень тяжелым. Не хватало не только техники, но продуктов питания, одежды. Ходили даже в лаптях. Но никто не жаловался, все силы отдавали работе и учебе. В городе Черемхово учился в горнопромышленной школе, работал в шахте № 5. Освоил профессии каменщика, бетонщика, штукатура-маляра. «Я там проработал три с половиной года и вернулся в родные края. В колхозе устроился в строительную организацию. Со своей бригадой начал строить школы, больницы, зерносклады, коровники… До пенсии много всего построил», - рассказывает Николай Сергеевич.

Все объекты его бригада сдавала качественно, часто досрочно. За это награждали и Почетными грамотами, и орденами, и медалями.   В 1968 году вручили орден «Знак Почета». В 1971 году присвоили звание Герой Социалистического Труда. Николай Сергеевич вспоминает, что за наградой его увезли в областной комитет партии прямо со стройки. «За несколько месяцев до этого к нам на стройку приезжала комиссия   во главе с Виктором Дорошенко, председателем облисполкома. Мы возводили откормочную базу на две тысячи голов свиней. Интересовались, как у нас устроен быт, как работаем. А мы только начинали строительство. Показываю: вот, говорю, картошку печем тут, вот монтажники работают. Балки, плиты везут сразу на объект. Простоя нет».

А перед новым годом, когда секретарь   райкома   отчитывался,   говорит,

что объект построен. Дорошенко удивился: «Да я только у них был, они же в земле еще копались. И уже за месяц свиноматочник сложили?»

Чтобы объект был сдан досрочно, Николай Сергеевич со своей бригадой работал без отдыха с раннего утра до поздней ночи. И в снег, и в сильный ветер. Домой приезжал только на воскресенье, чтобы помыться и переодеться.

«И вот меня вызывают в кабинет к первому секретарю Пензенского обкома КПСС Льву Борисовичу Ермину. Там три человека сидит. Прочитали мою характеристику, рассказали ему о моих наградах. Ермин послушал и говорит: «Николай Сергеевич, Вам присваивается звание Герой Социалистического Труда. Как Вы на это смотрите?» Я говорю: «Как? Еще больше будем работать!» - и пошел. (Смеется). Вот так и работал».

В 2018 году Николаю Сергеевичу Булгакову исполняется 90 лет. Он с улыбкой говорит, что это за трудолюбие Бог такую долгую жизнь ему отмерил. А он, перенеся множество операций, не теряет бодрости духа и встречается со школьниками и студентами. Рассказывает о своей профессии. «Строитель нужен везде: и в деревне, и в городе, и в армии. Эта профессия почетная. Строитель дает людям тепло и радость. Труд - это главное, что было в моей жизни. Вот такие дела».

2

Вадим Варнавкин, фото Александра Бойкова

Серьезный разговор

Субботний день для старшеклассников гимназии № 216 "Дидакт" начался с серьезного разговора. Участвуя в региональном проекте "Культурная суббота", 16 декабря ребята посетили Музейно-выставочный центр Заречного.

Но рассматривали они там не музейные экспонаты, а приняли участие в проблемной беседе "О героях былых времен". Вел беседу Виктор Юрьевич Кладов, заместитель директора МВЦ по научной работе. Участники встречи говорили о том, кто является героем, какими качествами они обладают, откуда берутся истоки героизма. В беседе со школьниками принял участие Андрей Анатольевич Кулинцев, Первый заместитель Председателя Правительства Пензенской области. Он призвал ребят хранить историческую память и пожелал, чтобы такие встречи пропитывали тесной связью поколения и передавали это дальше.

Никита Паршин

Берем с нее пример

Надежда Анатольевна Шадрина - педагог биологии Новоуральской Гимназии. С ее приходом наша школьная жизнь украсилась походами на природу, интереснейшими экологическими событиями и многочисленными конкурсами.

Помимо того, что Надежда Анатольевна талантливый педагог, она очень заботливый классный руководитель. С ней дети всегда в надежных руках. Это человек, который не бывает равнодушным к окружающим. Она живет интересами и успехами своих учеников. Является не только учителем, но и другом для каждого ребёнка.

Своими успехами Надежда Анатольевна вдохновляет учеников. Сама она является победителем областных конкурсов, организатором авторских уроков. Её деятельность очень разнообразна. Ребятам всегда хочется следовать за таким педагогом. И они это делают! Несмотря на юный возраст, они являются победителями вузовских и всероссийских олимпиад, городских и региональных конкурсов.

3

Дарья Полюхова

Желаем Вам победы!

«Мне с каждым годом все интереснее!», - так говорит о любимой работе Екатерина Вячеславовна Исакова. По окончании профильного педагогического класса, Екатерина Вячеславовна целенаправленно поступила в Нижнетагильскую социально-педагогическую академию в институт психолого-педагогического образования. Интенсивный ритм обучения, индивидуальный стиль самообразования, насыщенная творческая студенческая работа и высокая ответственность послужили импульсом к профессиональному развитию молодого педагога начальных классов.

Екатерина Вячеславовна стала для детей и родителей не просто учителем, но другом и идейным вдохновителем. Результативная проектно-исследовательская деятельность, ежегодное успешное участие в олимпиадах городского, всероссийского, международного уровня, проведение совместных праздников и кругосветок, походы и коллективные проекты, новая для нас «Ментальная арифметика», высокая мотивация детей и качество обучения доказали, что каждый – и ребенок, и взрослый – может быть успешным. Екатерина Вячеславовна своим личным примером воспитывает в учениках любовь и уважение к собственному труду на пути к успеху. Так, в прошлом году она стала Призёром вокального городского конкурса «Грани Таланта».

А как иначе? Талант заразителен, и мы все это чувствуем. Педагогический азарт Екатерины Вячеславовны увлекает – рождаются новые идеи, хочется мечтать, воплощать, удивляться! И за стенами школы она – любящая и любимая супруга, мама, чуткое сердце. Это замечательно, ведь счастливый учитель – дорогого стоит!

Проходя рубежную отметку в десять лет педагогического стажа, появляется время для переосмысления опыта, зарождения замыслов, саморефлексии, но еще и время для осознания – все только начинается!

Юлия Рахматуллина

Наш первый учитель

Людмила Владимировна Чудиновских - учитель начальных классов школы № 71 города Лесной.

Мое детство прошло, а юность продолжается рядом с этой умной, красивой и доброй женщиной. Людмила Владимировна с первых лет моей жизни всегда рядом со мной и моими одноклассниками, с нами она переживала наши первые неудачи и радовалась первым успешным шагам.

Людмила Владимировна воспитывает дочь Юлию. Она наша одноклассница и мечтает, как ее мать и бабушка, стать учителем, но учебным предметом выбирает математику. Людмила Владимировна в вопросах семейного воспитания, как и в педагогике, придерживается мнения, что любовь к детям должна быть требовательной и принципиальной.

Она любит читать русскую и зарубежную классику, общаться с друзьями и близкими по духу и взглядам людьми. Интересуется проблемами развития образования и всегда знает самые новые, интересные и полезные педагогические идеи и тенденции.

Мы, ее ученики и воспитанники, любимые «первыши», сегодня уже одиннадцатиклассники. Мы гордимся нашей красивой учительницей с добрейшим сердцем, для которой смысл жизни в учительском деле. Ее кредо – делать все на совесть, от души и добиваться положительного результата.

Я сама мечтаю стать учителем химии и вернуться работать в родную школу рядом с Людмилой Владимировной, которая принесла мне счастье и помогла обрести уверенность в стремительной школьной жизни. Своим примером она научила нас быть настоящими друзьями, которые всегда поймут и поддержат в трудную минуту.

Анна Графкова

Творческий педагог

Смотришь на Наталью Евгеньевну Пируеву и думаешь: девчонка девчонкой, хрупкая, застенчивая. Но какой кроется в ней потенциал! Общаешься, узнаешь ее ближе и понимаешь, насколько Наталья разносторонняя, целеустремленная, творческая натура. Она всегда открыта для новых знаний и начинаний.

Совсем молодой и не имеющей опыта работы пришла в школу, сразу поразила нас той легкостью, с которой она нашла подход не только к детям, но старшему поколению. Удивляет, с какой непринужденностью она влилась в коллектив.

Наталья всегда открыта для общения, она позитивная и неунывающая ни при каких обстоятельствах. Наталья еще и творческая натура, она всегда является изюминкой наших школьных мероприятий: то сыграет на сцене глупенькую девушку, то строгого тренера для взрослых состоявшихся мужчин. И каждая роль дается ей легко и непринужденно.

Она интересна и своими увлечениями в повседневной жизни. Нечасто сейчас встретишь девушку, которая любит вечерами вышивать крестиком прекрасные картины, читать как художественную, так и научную литературу.

Наталья ведет и пропагандирует здоровый образ жизни: что касается полезной и низкокалорийной пищи - это к ней. Легка на побьем, любит путешествовать, узнавать новое. Она в курсе трендовых новинок в моде. Безусловно, для многих девчонок в школе она является эталоном стиля и красоты. Благодаря ее профессионализму и творческому подходу к работе умению работать в команде, коллектив нашей школы всегда сможет добиться поставленных целей.

Коллеги из Снежинска

Учитель – это не просто профессия

Учитель – это не просто профессия, это призвание. Каждый учитель не случайно приходит в школу. Для кого-то это мечта с детства, кому-то нравится определенный предмет и хочется передавать свои знания другим людям, кто-то, находясь на пороге выбора профессии, осознает, что быть учителем – значимо и престижно.

Ольга Олеговна Захарова никогда не мечтала стать учителем. С самого раннего детства она точно знала, что будет им, поскольку родилась и воспитывалась в семье педагогов, в атмосфере школьной жизни постоянного творческого поиска, волнений и открытий, и просто не представляла себя в другой роли. В подростком возрасте к ней пришла любовь к иностранным языкам, а когда наступила пора определиться с вопросом поступления в высшее учебное заведение, Ольга Олеговна сразу выбрала факультет иностранных языков Челябинского государственного педагогического университета и стала студенткой англо-французского отделения. Ольга Олеговна считает, что факультет иностранных языков ЧГПУ является лучшим лингвистическим факультетом региона, и с благодарностью вспоминает своих преподавателей, которые научили ее трудолюбию и привили стремление развиваться и самосовершенствоваться в языке и учительской профессии.

В 2012 году Ольга Олеговна с отличием закончила факультет иностранных языков и стала аспиранткой кафедры педагогики и психологии ЧГПУ. В этом же году она уже в качестве учителя школы № 108 Трехгорного встретила своих первых учеников.

По словам Ольги Олеговны, работа в школе сложная, но и интересная; все дети разные, к каждому нужно найти свой подход, а самое главное для учителя – любить то, чему учишь и уважать тех, кого учишь.

Ученики с удовольствием идут к Ольге Олеговне на урок, ведь она всегда доброжелательна и тактична, а изучать с ней английский язык очень интересно. Большое внимание   в   своей   работе   она   уделяет воспитанию учащихся в духе межкультурных ценностей, расширению их знаний о многообразии и богатстве самых разных культур.

Именно этой теме посвящено диссертационное исследование Ольги Олеговны, которое она защитила в этом году. Она считает, что для учителя очень важно самосовершенствоваться и открывать что-то новое.

Защита кандидатской диссертации для нее – не предел, и Ольга Олеговна продолжает изучение новых педагогических вопросов, публикацию научно-методических статей и участие в конкурсах профессионального мастерства. В сентябре стала победителем областного конкурса «Современные образовательные технологии 2017», на котором ею был представлен инновационный проект «На пути к межкультурному диалогу». В октябре вошла в список финалистов конкурса учителей проекта «Школа Росатома».

Хочется пожелать нашему учителю успехов и победы и в этом конкурсе.

Ольга Олеговна – не просто учитель. Она и исследователь, и организатор, и воспитатель, и философ. Она является обладателем международного сертификата TKT Кембриджского университета, и также имеет квалификацию «переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Девиз Ольги Олеговны: «Гений состоит лишь на 1% из вдохновения, а все остальное – это 99% упорной работы». Учитель – тот человек, который должен разжигать способности в личности, побуждать ее к активным действиям в многообразии современной жизни.

Профессиональная мечта Ольги Олеговны – привить своим ученикам любовь к иностранному языку как важному инструменту коммуникации в обществе XXI века, привить им желание двигаться на пути к творческим открытиям, не бояться испытывать свои возможности и открывать в себе новые таланты, помочь молодому поколению ориентироваться в сложном мультикультурном обществе.

4

Елизавета Фролова, Алена Филимонова, Полина Тараканова

Лучший воспитатель Зеленогорска

Милена Николаевна Лукьянцева - победитель муниципального этапа краевого конкурса «Педагог года - 2014» в номинации «Воспитатель года».

Работает в должности воспитателя шесть лет, но уже достигла высоких результатов, создавая единое развивающее пространство группы и семьи.

Родители воспитанников Милены Николаевны - активные участники движения «Здоровье – это здорово» и «Детский сад – дом Радости». Педагог пропагандирует свой профессиональный опыт информационно-коммуникационными средствами. В социальной сети Facebook: группа СТРАНА ЧУДЕС/WONDERLAND заполнена содержательными фоторепортажами о жизни группы.

Милена Николаевна постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство, активно участвует в различных конкурсах, фестивалях, конференциях.

Третий раз участвует в конкурсе проекта «Школа Росатома». В прошлом году стала победителем; вместе с командой детского сада успешно провела стажировку.

По мнению Милены Николаевны, драйв, который получаешь, участвуя в конкурсе, когда и «завязываешь себя в узел», и радуешься, как ребенок, позволяет тебе расти как личностно, так и профессионально.

Кредо М. Н. Лукьянцевой: «Все, за что я берусь, стараюсь делать профессионально».

5

Лилия Ащепкова

Огненная челка, рыжий цвет волос,

Яркие веснушки украшают нос,

Длинные ресницы, рыжая коса,

И лучатся светом синие глаза.

Нежная улыбка прячется в губах,

Солнечные блики пляшут на кудрях.

И в общении солнце! Хмурых нет теней!  

Мудрый воспитатель – детство для детей!

Уверена, что, заканчивая в 1995 году Свердловский государственный педагогический университет по специальности «физика и информатика», никто не мог и предположить, что его Величество случай приведет Светлану Витальевну Кирпичеву в детский сад к дошколятам - непоседам и любознайкам! Что весь свой полученный опыт, а главное нерастраченную, огромную и увлекающую детей любовь она будет дарить именно ей – неугомонной, ранимой и такой загадочной дошкольной детворе.

Могла ли она предположить, что ее знания очень пригодятся для ответов на детские вопросы, позволят увлечь маленьких открывателей познавательно-исследовательской деятельностью, помогут расширить и обогатить сюжеты детских игр!

Всего за пять лет работы воспитателем в дошкольном образовательном учреждении № 18 города Снежинска Светлане Витальевне удалось стать бесспорным лидером среди педагогической общественности детского сада, города, заслужить уважение родителей воспитанников.

Светлана Витальевна – инициативный, яркий, творческий педагог, участвующий в экспериментальной деятельности дошкольного учреждения. Много интересного можно узнать на страницах персонального сайта Светланы Витальевны (http://ekologds18.jimdo.com )

Рыжая девчонка, яркая душа.

Всем вокруг хватает твоего тепла!

6

Коллеги

Просто счастливый человек

Ксения Юрьевна Соловьева – кто это? Лично для меня она раскрылась абсолютно искренним и добродушным человеком, при этом естественна и обо всем говорит напрямую. Ценит в людях искренность, самодостаточность, доброту, умение откликаться на просьбы и оказывать бескорыстную помощь. Она и сама старается развивать в себе эти качества. Ксения Юрьевна говорит: «После декретного отпуска я много переосмыслила и изменила стиль поведения в детском саду. Я сейчас поняла, что родители – самые главные учителя для детей, а мы, воспитатели, им в помощь. Наша задача - помогать родителям воспитывать в детях самостоятельность, инициативу и умение просить о помощи».

Ксения Юрьевна – педагог, а значит, основная ее цель учить и воспитывать детей, но при всем этом, сама она учится у детей непосредственности. Именно этого качества так часто не хватает взрослым.

Своя личная формула успеха есть у каждого. Формула успеха нашей героини: видеть, понимать цель, и идти к ней. К тому же важно, чтобы коллектив, в котором ты работаешь, был добродушный и готовый помочь. Ведь хороший коллектив – немаловажный элемент в формуле успеха.

Работа, работа, работа. Когда наступает долгожданное время отдыха, Ксения с колоссальным удовольствием проводит его с семьей, за чтением литературы и занятиями фитнесом. Семья, по ее словам, счастье, а провести время с семьей – провести время не зря.

Получается, что Ксения Юрьевна Соловьева – это счастливая жена и мама, это успешный работник, это добрый, открытый и всегда готовый учиться чему-то новому человек.

7

Екатерина Ивлева, Лесной

Воспитатель из «Страны чудес»

Елена Евгеньевна Шмидт – воспитатель детского сада № 32 «Страна чудес», который является стажировочной площадкой для педагогов из всех городов- участников проекта «Школа Росатома».

«Страна чудес» – это и своеобразная инновационная лаборатория, в которой рождаются и отрабатываются эффективные технологии работы с детьми. Воспитатель высшей категории с двадцатидвухлетним стажем, E.E. Шмид работает в группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Победитель краевого конкурса «Детские сады - детям». В рамках проекта «Школа Росатома» прошла стажировку в г. Новоуральске. Принимает участие в проекте третий раз.

«За это время набралась опыта участия в конкурсе, узнала, что это вообще такое, что от тебя требуется, ну и проверила свои профессиональные возможности», - говорит Елена Евгеньевна. На вопрос: «Что Вам дает участие в конкурсе?», Елена Евгеньевна отвечает так: «Способствует профессиональному росту и внедрению в мою практическую деятельность прогрессивных методик и подходов в работе с детьми. Чувствую, что уже могу делиться и своим опытом!»

8

Дарья Сульгина, Зеленогорск

Фабрика звезд «Школы Росатома»

Перед нами здание детского сада № 54 «Звездочка». Снаружи кажется: обычное дошкольное учреждение города Озерска. Но внутри происходят удивительные вещи.

Недавно завершился заочный этап профессионального конкурса для педагогов дошкольного образования «Школа Росатома». Одна из победителей этого конкурса — Надежда Алексеевна Жукова. 18 ноября 2017 года она представит Озерск на очном этапе в Заречном. Нас заинтересовало это событие, и нам удалось побеседовать с Надеждой Алексеевной, педагогом-воспитателем группы № 5 «Фиксики».

- Надежда Алексеевна, как Вы пришли в этот проект?

- Наш садик года два назад вышел на конкурс, выиграл и стал одним из пяти сетевых садиков «Школы Росатома». Я тоже решила поучаствовать в конкурсных испытаниях как воспитатель, показать свои методики, которыми владею, научиться чему-то новому. Может быть, в результате появятся оригинальные идеи: будет возможность с коллегами из других городов, участвующими в данной программе, что-то обсудить, поделиться опытом.

- В чем уникальность именно Вашего проекта?

- Моя тема – это календарь группы детей. Он основан полностью на их желаниях и интересах. Дети спрашивают о том, что им действительно интересно, что бы они хотели узнать, а я вместе со вторым воспитателем подбираю программу дня. Именно дети определяют, как они проживут этот день. Мы создаем различные события, и получается, что мы внедряем учебный процесс в игру.

- Было ли что-то подобное в других группах до Вашего проекта?

- На самом деле, календарь зарождался у нас уже некоторое время, но только в этом году он появился в завершенном виде. До этого дети писали записки, какие-то пожелания, рисовали рисунки. Но, в конце концов, у нас получился календарь «Хочу все знать». В других группах были свои календари, например, «Календарь интересных дней». Если в нашем календаре задействована больше образовательная часть и дети имеют возможность что-то самим исследовать, задать вопросы, примерить на себя какую-либо роль, и зачастую все происходит спонтанно, то в их календаре каждому дню соответствовала тема, например, День бумаги или День наоборот.

- Какие сложности возникли, когда Вы начали внедрять эту систему?

- Главная сложность в том, чтобы педагог смог быстро подстроить все свои запланированные занятия под детскую инициативу, которая зарождается у нас утром. Дети приходят с разными идеями,

и нужно подстроиться самой и переделать свои наработки под сегодняшнюю тему. Допустим, я планировала сделать с ребятами ракету, но они пришли и сказали, что хотят быть пиратами и искать клад. И мы уже строим не ракету, а корабль.

- У вас есть какая-то методика, которая помогает Вам проводить занятия по данной системе?

- Да, это метод трех вопросов: что мы об этом знаем, что мы хотим узнать и где мы об этом можем узнать. Вопросы могут немного меняться в зависимости от ситуации, могут прибавляться новые, но это основная конструкция. Например, дети задали вопрос, что такое деньги? И мы начинаем искать, у кого это можно спросить. Выяснили, что спросить можно у работников детского сада, пошли к бухгалтеру. Затем задались вопросом, как бы мы хотели это узнать с помощью игры. В итоге у нас зародилось путешествие в прошлое, где мы узнали историю и необходимость денег.

- Обучение по данной системе дает свои результаты?

- Конечно! У нас в группе есть мальчик. Сам по себе он тихий, стеснительный, но, когда примеряет на себя роль оператора, кардинальным образом преображается. Он с таким энтузиазмом все снимает, пытается максимально войти в роль. Дети становятся более заинтересованными, увлеченными, они приобретают какие-то полезные навыки, которые им могут пригодиться во взрослой жизни. Например, когда мы выясняли, что же такое деньги, дети учились помимо всего прочего их считать.

- Надежда Алексеевна, что думают об этой системе родители?

- Родители, конечно, очень заинтересованы в дошкольном образовании. Им нравится то, что захватило ребенка и нравится ему. Каждый раз, вернувшись домой, дети делятся впечатлениями, рассказывают о делах в группе. Папе и маме, конечно, хочется увидеть это своими глазами. Раз ребенку было интересно, то, значит, и им тоже будет интересно.

Родители моей группы - активные помощники. Они поддерживают идеи детей и создают максимально комфортную среду для творчества и развития. Мы не требуем чего-то сверхъестественного. Стараемся использовать обычный материал для необычных вещей, таких, к примеру, как космический корабль. Воспитатели не всегда могут физически успеть построить корабль, покрасить стену для рисования или отремонтировать постройки на участке. И родители это понимают, стараются помочь. Мы видим горящие глаза детей и совместно с родителями импровизируем.

- Расскажите, почему Вы выбрали профессию воспитателя?

- С детьми я занимаюсь очень-очень давно, и все началось с хореографического образования.

Я люблю детей, и мне всегда хотелось больше общаться с ними. Моя профессия позволяет не только воплощать интересные идеи, но и самой каждый день узнавать что-то новое. Фантазия детей безгранична, поэтому мы всей дружной компанией каждый день придумываем новое!

- Как Вы сотрудничаете с другими детскими садами из сети «Школы Росатома»? Какая ваша общая цель?

- Мы взаимодействуем через семинары. На таких мероприятиях работники дошкольных учреждений представляют образовательные программы и педагогические технологии. Обмен опытом — важнейшая составляющая обучения воспитателей. Воспитатели, которые побывали на семинаре в нашем городе в этом году, приобрели эмоциональный опыт и получили заряд для движения вперед. Также мы обсуждаем важные аспекты дошкольного воспитания, один из них — обучение через игру. Цель такого обучения состоит не в строгом получении базовых знаний, а в развитии научного мышления и творческого потенциала. Важно, чтобы дети учились в игре, чтобы в реальной жизни легко справляться с трудностями.

Пообщавшись с Надеждой Алексеевной Жуковой, мы не только открыли для себя интересную личность, но и часть целой вселенной дошкольного образования. «Школа Росатома» сегодня — это не просто проект, это образ мышления, захватывающий огромное количество людей-единомышленников, партнеров, целые учреждения и воспитывающий современных успешных людей будущего.

Желаем удачи и успешного выступления Надежде Алексеевне на очном этапе конкурса в Заречном, а всему коллективу детского сада № 54 — ещё больше вдохновения и потрясающих новых открытий!

9

Екатерина Зиновьева, Екатерина Царёва

Человек года, открывший для меня «Школу Росатома»

Я хочу рассказать о моем учителе географии Оксане Владимировне Маляевой. Это человек-позитив. Ей удается увлекать своим интересом к предмету и создавать хорошее настроение, даже когда причин для веселья нет.

Сейчас перемена, и Оксана Владимировна согласилась дать мне интервью.

- Оксана Владимировна, расскажите, пожалуйста, почему Вы выбрали профессию учителя?

- Сколько себя помню, я все время кого-то чему-то учила. Когда была совсем маленькой, высаживала кукол в ряд и преподавала им математику, русский язык. Став чуть-чуть постарше, стала ездить в лагеря, там меня очень часто выбирали председателем отряда или дружины, я всегда выполняла какие-то функции, связанные с организацией. В среднем звене стала вожатой первого класса, у меня были дети, с которыми мы готовили разные проекты, ставили номера. Когда возник вопрос: «Какую же профессию мне выбрать?», у меня не было никаких сомнений. Оставался вопрос: «Учителем какого предмета я хочу быть?» Честно говоря, сначала хотела стать учителем истории, потом - учителем химии, лишь в конце одиннадцатого класса выбрала географию. И вот моя мечта осуществилась.

- Оксана Владимировна, а в каких первых проектах «Школы Росатома» Вы участвовали? Расскажите, как это было.

- Впервые я приняла участие в проекте «Школа Росатома» в 2013-2014 учебном году с детьми. Это был «Конкурс IT проектов. Открыто о закрытом: перезагрузка», в номинации «Видеоролик».

Под моим руководством выступали две команды, и обе заняли призовые места. Ребята получили возможность побывать во Всероссийском детском центре «Орленок», где им очень понравилось. В ходе этого проекта они сильно изменились, и я поняла, что «Школа Росатома» – это действительно территория перспектив и возможностей.

- А в каких еще проектах Вы участвовали?

- Мы с моими учениками в 2014-2015 году приняли участие в сетевом проекте «Вираж» и стали победителями.

Кроме того, я стала финалистом конкурса учителей проекта «Школа Росатома». В ходе подготовки к конкурсу я поняла, что постоянная работа над собой, преодоление себя - все это в совокупности меняет человека. Изменилась и я, изменилось мое отношение к процессу образования, я стала больше прислушиваться к детям, к их желаниям.

Вместе с ребятами являюсь участником учебного проекта Межрегиональная Зимняя школа, а летом мы участвуем в работе Межрегиональной экологической экспедиции школьников России. Зимние школы проходят в разных городах: Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург. Там собираются лучшие учителя страны, многие из них имеют звание «Учитель года» в своём регионе. Педагоги в занимательной форме проводят уроки. Их главная цель – заинтересовать своим предметом. Благодаря Зимней школе ребята открывают для себя новые уголки своей Родины, находят новых друзей.

Главная цель Межрегиональной экологической экспедиции школьников России – научить ребят использовать свои знания в практических целях. Для этого мы выезжаем за пределы города, живем в палатках на природе и исследуем окружающий нас мир в полевых мастерских. Я считаю, что в такой экспедиции главное – это дух сотрудничества, дух поддержки, дух самостоятельности и дух команды, который сплачивает ребят и делает их друзьями на всю жизнь.

Возвращаясь в Саров, мы продолжаем жить активно и интересно, придумываем и реализуем проекты сами (самым любимым является проект под кодовым названием «Саровские штучки»). Это социально-игровые проекты, в которых дети, для того, чтобы выполнить задание, должны вступить во взаимодействие с городом, его объектами, явлениями или людьми. Только представь, в небольшом городе Саров появляются группы старшеклассников, внимательно изучающих знакомые улицы, читающих все мемориальные таблички, чуть ли не с лупой исследующих памятники города…

Первое, что приходит в голову, - ребята занимаются исследованием. Но тут они вдруг начинают танцевать вальс в костюмах довоенных лет, ходить строем и петь песни, а вот они же, только уже в костюмах стиляг… и мнение меняется: это, скорее всего, какое-то новое креативное развлечение современной молодежи. Я привела этот визуальный ряд для того, чтобы было понятно, чем мы занимаемся. Главная цель подобных проектов заключается в том, чтобы столкнуть ребят с трудностями, преодолевая которые, они приобретают свой, а потому бесценный опыт, становясь более уверенными в себе и своих силах.

- Оксана Владимировна, Вы же наблюдаете за Вашими учениками, какие изменения с ними происходят после участия и побед в проектах «Школы Росатома» и других международных проектах?

- После участия в таких проектах ребята сильно меняются. Эти изменения не заставляют себя долго ждать. Во-первых, дети находят себе новых друзей.

Во-вторых, ребята приобретают новые навыки и учатся делать то, что раньше никогда не пробовали. Например, ребенок, который не умел монтировать фильмы, научился этому в ходе определенного проекта. Другой стеснялся брать интервью и подходить к незнакомым людям на улице, научился и этому.

В-третьих, благодаря проектам «Школы Росатома» детям предоставляется возможность путешествовать. Победители уже побывали во Всероссийских детских центрах «Орлёнок» (г. Туапсе) и «Океан» (г. Владивосток), в санаторно-оздоровительном комплексе «Камчия» (Болгария), где они познакомились с ребятами из других городов России, других стран мира, узнали об особенностях культуры разных народов.

Когда в этом году ребята вернулись из этих лагерей, они были счастливы и полны эмоциями. Дети стали взрослее, успешнее и активнее.

- Что для Вас значит «Школа Росатома»?

- Для меня «Школа Росатома» - это территория открытий прежде всего себя, как человека, своих учеников (за партами в школе вы - одни, а за ее пределами, совершенно другие). «Школа Росатома» - это территория возможностей и личностного роста, место встречи интересных и ярких людей. Вот это все и называется «Школа Росатома».

10

Диана Суббот

Мой учитель Наталья Викторовна Маковеева

- Наталья Викторовна, в этом году у лицея юбилей – 25 лет. Вы выпускница лицея, а сейчас работаете в нем учителем информатики. Расскажите, какой вы были ученицей?

- Я поступила в лицей в 1993 году в 10 химико-биологический класс. Была очень прилежной ученицей, всегда делала домашнее задание, получала только хорошие и отличные оценки. У нас были замечательные педагоги, которые раскрывали перед нами все секреты науки. Мы проводили очень много опытов по химии в лаборатории института, и очень гордились, что нас туда приглашали, разрешали исследовать, проводить эксперименты наравне со студентами. На тот момент мне казалось, что химию и биологию я всю изучила. И хотелось попробовать себя в другой науке. Так я оказалась на физико-математическом факультете педагогического института в Нижнем Тагиле.

- Ученики часто думают, что для учителя нет ничего невозможного и неизвестного. Он все знает и умеет. Действительно ли это так? Вы действительно так думаете?

- Я вам открою маленький секрет – для меня всегда найдется что-нибудь неизвестное. Люблю путешествовать и обязательно узнаю много интересных историй о городах, которые посещаю. Люблю разные вкусняшки, и всегда записываю рецепты, чтобы удивить новым блюдом своих родных. Вместе с детьми открываем удивительные факты окружающего мира, исследуем их, занимаемся творчеством.

Иногда я бываю ученицей и с большим удовольствием учусь у вас – моих учеников! А вот невозможного? Я не умею делать шпагат, но очень бы хотелось научиться.

- Наверное, профессиональная деятельность занимает очень много. времени. Есть в вашей жизни что-то кроме работы? Увлечения, хобби?

-Действительно, профессиональная деятельность занимает очень много времени. Но отдыхать тоже надо! Люблю вместе с семьей посмотреть хороший фильм, почитать младшей дочери перед сном, в выходные с родными устраиваем вечера настольных игр на даче. У нас есть семейная традиция – осенние прогулки в лесу. Мы делаем много фотографий, ищем интересные объекты в природе. А зимними вечерами собираемся за чашкой душистого чая и на большом экране проживаем чудные осенние деньки. Еще я в этом году увлеклась танцами. Мы с учителями на лицейском осеннем балу впервые танцевали в длинных платьях с веерами. Получилось очень красиво и торжественно. Мне это так понравилось, что я решила и дальше танцевать. И сейчас по вечерам разучиваю красивые танцы.

- Приходилось ли Вам участвовать в конкурсах проекта «Школа Росатома? Что Вам это дает?

Мне очень нравится быть в конкурсе проекта «Школа Росатома». В прошлом году я стала финалистом конкурса учителей. Участие в этом проекте позволяет делать открытия в себе, расширяет круг профессионального общения, выводит за рамки привычной деятельности, ставит перед педагогом нестандартные задачи, открывает новые горизонты. В рамках проекта я стала участником пяти стажировок победителей конкурса, побывала в закрытых городах Северск, Трехгорный, Сосновый бор. Это всегда экстремально, неповторимо, интересно, захватывающе и эмоционально. Желаю каждому учителю открыть свою звезду и ярко засиять в проекте «Школа Росатома».

11

Дарья Зверева

Финалисты из города Полярные Зори

В снежной Северной тайге

Наш сияет город.

Имя городу сему -

Полярные Зори.

Здесь живёт простой народ.

Трудится и учится.

Две красавицы живут,

Сказать о них нам хочется.

Яркие, активные,

В работе креативные:

Воспитатель и учитель -

Городской наш представитель.

12

Коллеги

С Днем матери!

День матери — это самый душевный и сердечный праздник, посвященный самому дорогому и любимому человеку для каждого из нас. Мама занимает особое место в нашей жизни.

В этот день звучат слова благодарности всем матерям, проходят праздничные концерты в школах города.

Дети вели активную подготовку к этому дню: писали праздничные сценарии, готовили подарки и творческие номера. Все это вызывало положительные эмоции у мам.

Накануне праздника во Дворце творчества детей и молодежи прошел концерт, подготовленный творческими коллективами и ребятами всех школ города. На него пришли родители и бабушки выступающих детей и жители Заречного. Мальчишки и девчонки танцевали, пели, ставили сценки и читали стихи, от всей души поздравляли своих мам с праздником.

13

Анастасия Нещеглотова, фото: Вадим Варнавкин

Битва умов по-зареченски

В Центре детского технического творчества 28 ноября прошел турнир знатоков науки и техники. В нем принимали участие ученики третьих-пятых классов из всех школ города.

Перед началом турнира дети посетили галерею наук. Эта экскурсия стала самым запоминающимся и познавательным событием дня. В галерее дети рассматривали экспонаты, с помощью которых могли наблюдать за различными физическими явлениями.

Каждый участник получил пакет задач, который включал в себя три типа заданий: изобретательские, логические, интеллектуальные. У ребят на выполнение было отведено ровно полтора часа.

Участники турнира столкнулись со сложными задачами, но благополучно с ними справились.

Теперь слово за профессиональным жюри, которое будет оценивать работы участников конкурса. Награждение пройдет через десять дней, когда в Центре детского технического творчества откроется «Неделя инженерных наук».

Во время турнира мы поинтересовались у ребят, почему они принимают участие в таких конкурсах. Школьники считают, что такие мероприятия помогают развиваться им в научно-техническом направлении. Через несколько лет на нашем заводе потребуются новые высококвалифицированные специалисты, которыми возможно и окажутся те самые дети, посещающие такие образовательные события.

14

Никита Паршин, фото: Вадим Варнавкин

Кто в нашем городе знает ПДД?

В Центре здоровья и досуга 7 декабря активисты объединения «Городская детская Дума» провели игру «Дорожная азбука». В ней приняли участие третьеклассники всех школ города.

Игра проходила в рамках городской программы воспитания «Исследователи миров человеческих ценностей». Были интересные конкурсы на знание правил и знаков дорожного движения.

«Дорожные знаки» - так называлось второе задание. Командам надо было за 10 секунд назвать знак и объяснить, для чего он нужен.

В конкурсе «Вопрос Баумана» ребятам надо было ответить на вопрос из определенного раздела правил дорожного движения.

В следующем конкурсе третьеклассники должны были наклеить на карте дорожные знаки.

А пока ребята выполняли это задание, для болельщиков команд была проведена викторина на знание правил дорожного движения.

Завершающим конкурсом стала велоэстафета. В ней участвовали по пять человек из каждой команды: участник должен был проехать заданный маршрут, соблюдая правила дорожного движения.

Пока жюри подводило итоги за все конкурсы, ребятам показали мультфильм «Смешарики». Затем прошло награждение победителей.

Места распределились так:

  • 1 место - команды «Зебра» (школа № 225) и «Бешки – ГИБДДшки» (школа № 218);
  • 2 место - команды «Дорожный патруль» (школа № 226) и «Дорожный патруль» (лицей № 230);
  • 3 место - команды «Светофорчики» (школа № 220), «ПДДшки» (школа № 221), «Ветерок» (школа № 222) и «Экстрим» (гимназия № 216 «Дидакт»).

Самыми активными болельщиками были признаны команды поддержки школ № 226 и № 218.

Игра «Дорожная азбука» показала, что школьники нашего города знают правила дорожного движения и умеют их применять. Так держать!

Владислав Никитин

«Танцующая школа»

Как давно вы посещали грандиозные танцевальные события? А вот у жителей Заречного была такая возможность!Любители замечательного искусства - танца - 1 декабря показывали свои хореографические постановки. Танцевальное состязание носило название «Танцующая школа». Это мероприятие уже стало традиционным в нашем городе, в нем принимают участие все школы.

Специальный приз получили танцевальные коллективы школы № 222 за танец «Кантри» (руководитель Ольга Николаевна Рахманина) и школы № 218 за танец «Потешки» (руководитель Ольга Николаевна Семенова).

Жюри определило лучшие танцы муниципального этапа регионального проекта «Танцующая школа».

  • Младшая возрастная группа:
    • «Вальс»- школа №221(руководитель Юлия Александровна Майорова).
  • Средняя возрастная группа:
    • «Валенки» - школа № 225 (руководитель Анастасия Анатольевна Лобазина).
    • «Времена года» - школа № 220 (руководители Алена Валерьевна Горбунова, Ирина Сергеевна Захарова).
  • Старшая возрастная группа:
    • «Вальс» - школа № 226 (руководитель Ольга Николаевна Гришина).
    • «Вальс» - лицей № 230 (руководитель Елена Леонидовна Козловская). «Вальс» - школа № 220 (руководители Наталия Семеновна Кислякова, Ирина Сергеевна Захарова).

Победитель конкурса «Танцующая школа» города Заречного стала школа № 222. Танцевальный коллектив представит наш город в следующем этапе, который пройдет в Пензе 20 марта 2018 года.

В этом конкурсе нет проигравших, ведь каждый коллектив представил школу на достойном уровне!

15

Никита Паршин, фото: Вадим Варнпвкин, Александра Бойкова

«Педагогический фейерверк»

В течение года в Заречном проходил фестиваль-конкурс профессионального мастерства «Педагогический фейерверк — 2017». В конкурсных номинациях принимали участие молодые специалисты, опытные учителя и воспитатели, педагоги дополнительного образования, классные руководители, авторы программ и методических пособий, организаторы летнего отдыха.

Педагоги делились наработками, опытом, анализировали свою деятельность. Все это улучшает качество обучения и воспитания детей. Сегодня, 30 ноября, прошли заключительные конкурсные события этого фестиваля.

Образовательные программы своих учреждений презентовали директора Дворца творчества детей и молодежи, Центра детского технического творчества, Детско-юношеского центра «Юность», Центра образования и профессиональной ориентации, на базе которого работает наша редакция детско-юношеской газеты «Четвертое измерение». Руководители школ № 221, № 225, лицея № 230, детских садов № 10, № 11, № 15 представили свои концепции «Я — руководитель».

Ольга Николаевна Любушина, директор нашего Центра, приняла участие сразу в двух номинациях. Она участвовала в конкурсе руководителей и презентовала образовательную программу. Директора учреждений не только рассказывали о работе в своих коллективах, но и принимали участие в дебатах. Они высказывали свое мнение по ряду проблем в современном образовании: введение образовательных стандартов, дистанционное обучение, детско-родительские отношения, плюсы и минусы инклюзивного образования.

Руководители достойно прошли все испытания. Ольга Николаевна успешно представила работу Центра образования и профессиональной ориентации и стала призером конкурса руководителей. А наше учреждение стало победителем в конкурсе организаций дополнительного образования.

 

Вадим Варнавкин, Михей Богдановский

С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!

Синоптики обещали, что это должно было случиться еще на прошлой неделе. Но все это время была пасмурная осенняя тоскливая погода. А сегодня вот он: долгожданный первый снег!

Легкий морозец, белый пушистый снег подняли настроение, и как-то сразу захотелось, чтобы скорее наступил Новый год.

Мы вышли на улицы города и увидели, что он активно начал готовиться к новогодним праздникам. Электрики украшают фасады зданий и деревья светодиодными гирляндами. В Центральном парке культуры и отдыха «Заречье» и около магазина «Универмаг» уже поставили каркасы елок, которые в скором времени засияют во всей своей красе. И в связи с этим мы поинтересовались у зареченцев, не рано ли, по их мнению, начинать украшать новогодних красавиц. Беседуя с жителями города, мы поднимали им настроение и веселились сами.

В парке тем временем девчонки и мальчишки открыли сезон катания на ледянках. И мы с удовольствием прокатились вместе с ними с горки, побегали по мягкому снежному покрову, радовались хорошей погоде. Надеемся, что выпавший сегодня снег не захочет таять, как это обычно бывает в конце ноября в наших местах. Ведь ему все так рады!

А вы уже начали подготовку к Новому году?

Редакция «ЧИЗ»

15 декабря в Заречный приехал Дед Мороз и зажег на городских уличных елках новогодние огни.

А центральном парке завершился ежегодный городской конкурс «Снегурочка-2018». В этом году он прошел под названием «Снегурочка - сказочная волшебница».

В конкурсе приняли участие 10 очаровательных и смелых девушек, среди которых были представители от школ, ПО «Старт», ЗТИ и Пензенского многопрофильного колледжа. Чтобы определить главную Снегурочку наступающего 2018 года, претенденткам на это звание пришлось пройти 3 этапа конкурсной программы: фотосессия и видеопоздравление, игровая программа для детей, творческий номер.

Победительницей интернет голосования стала Анастасия Грошева, она получила звание Народной Снегурочки. Абсолютной победительницей конкурса внучек Деда Мороза стала Ольга Дмитриева. Каждая участница была отмечена в различных номинациях. Все Снегурочки получили ценные призы, море эмоций и подарили праздник жителям города!

16

Кристина Денисова, фото: Александра Бойкова, Вадим Варнавкин

 

Четвертое измерение

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер