20 октября 1944 г.– советские войска освободили столицу Югославии Белград

скачать

В ночь на 28 сентября передовые части армии перешли болгаро-югославскую границу, положив начало Белградской операции. В результате ожесточенных боев соединения 57-й армии генерал-лейтенанта Н. А. Гагена во взаимодействии с частями 14-го армейского корпуса НОАЮ прорвали вражескую оборону и, расширив прорыв до 110 км по фронту, к 4 октября продвинулись на 40 км в глубину. Развивая успех, они преодолели Восточно-Сербские горы, вышли к реке Мораве, форсировали ее и к 10 октября захватили два плацдарма у города Велика-Плана (75 км юго-восточнее Белграда). Были созданы условия для ввода в прорыв 4-го гвардейского механизированного корпуса генерала В. И. Жданова. Его части начали занимать исходный район для наступления на Белград.

В ночь на 12 октября с рубежа реки Моравы в прорыв был введен корпус генерала В. И. Жданова. Развивая наступление, советские танкисты на подходе к городу Топала (50 км южнее Белграда) соединились с частями 1-й армейской группы генерала П. Данчевича и стремительным ударом выбили противника из города. С этого момента югославские воины взаимодействовали с советскими танкистами вплоть до завершения операции. К исходу 13 октября главные силы 4-го гвардейского корпуса вышли к горе Авала (17 км южнее Белграда) и на рассвете 14 октября появились на южной окраине столицы Югославии. В результате предпринятого подвижными войсками фронта маневра группировка противника, оборонявшаяся на белградском направлении, была расчленена. Часть сил ее (до 20 тыс. человек) была окружена юго-восточнее Белграда, другая находилась в самом городе.

Генералы В. И. Жданов и П. Данчевич согласовали план действий советских и югославских войск, поставили им задачи, перегруппировали силы и во второй половине дня 14 октября отдали приказ о начале штурма Белграда. Бои за освобождение столицы Югославии продолжались неделю и носили исключительно упорный характер. В первые два дня наступавшим удалось расчленить группировку противника на несколько частей, уничтожить большинство его опорных пунктов на южной и восточной окраинах Белграда. Но потом штурм несколько замедлился в связи с тем, что пришлось перебросить часть сил для отражения ударов 20-тысячной группировки противника, окруженной юго-восточнее Белграда и пытавшейся пробиться к нему. 19 октября эта группировка врага прекратила свое существование.

Высвободившиеся советские и югославские войска были направлены на разгром немцев в Белграде. Выполняя просьбу И. Б. Тито дать частям НОАЮ возможность первым войти в город, поддержав их действиями советских войск, прежде всего танковых, наступавших опережавшими темпами и уже готовых к штурму Белграда, советское командование согласилось разместить на танках десанты бойцов НОАЮ. К исходу 20 октября они взяли последнюю цитадель противника в столице — старинную крепость Калемегдан.

С утратой Белграда нарушилась основная коммуникационная линия Салоники—Белград, которой пользовался противник при отводе своих войск с юга Балкан. Это обстоятельство вынудило германское командование отводить свои войска по менее удобным дорогам, проходившим в центральных гористых районах Югославии, где к тому же действовали основные партизанские силы Народно-освободительной армии Югославии.

С освобождением столицы Югославии завершилась Белградская наступательная операция. В ходе ее была разгромлена армейская группа «Сербия» и нанесено поражение ряду соединений группы армий «Ф». В результате операции фронт противника был отодвинут на 200 км к западу, освобождена восточная половина Сербии и перерезана транспортная артерия противника Салоники – Белград. Одновременно создались благоприятные условия для советских войск, наступавших на будапештском направлении. Ставка ВГК могла теперь использовать силы 3-го Украинского фронта для разгрома противника в Венгрии.

В этой операции обе стороны понесли немалые потери: противник – до 45 тыс. убитыми, пленными и ранеными; безвозвратные потери советских войск составили 4350 человек, санитарные – 14 488, потери танков и САУ — 53, орудий и минометов — 184, самолетов — 66.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер