Помоги маленькому художнику! (Автор: Скиба О.А., воспитатель МДОУ «Детский сад № 14»)

Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

Рисование для ребенка – это игра. Дети с удовольствием и интересом чертят на бумаге каракули.  Дай детям возможность, они изрисовали бы все вокруг.  Как только ребенок поймет, что карандаш, ручка оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. А жизнь, особенно детство, должно быть красочным и счастливым.

Все мы хотим, чтобы наши чудесные дети развивались гармонично, могли свободно выражать свои чувства и впечатления, раскрыть свой внутренний мир. Наша задача представляется мне в наиболее полном развитии творческой фантазии, активизации воображения, пространственного мышления детей. Конечно же,  занятия изобразительным искусством помогут нам в решении этих очень непростых задач. Прежде всего,  я бы обратила ваше внимание на наше восприятие окружающего мира. Мы живем в больших городах, часто наши дети целыми днями находятся в ограниченном пространстве квартиры или детского сада, даже на прогулках их мир часто ограничен пределами детской площадки, а ведь именно с восприятия предметов окружающего мира и начинается познание. Поэтому очень важно научить ребенка видеть, чувствовать и выражать красоту окружающего мира.

25

Почаще обращайте внимание ребенка на цвет неба и земли, на форму облаков, на форму деревьев, цвет их листвы. Побуждайте ребенка наблюдать и описывать все изменения в природе. Дети 5-6 лет уже прекрасно разбираются в основных цветах спектра, но не всегда точно называют их. Поэтому стимулируйте детей называть самые тонкие оттенки цветов. Например, не просто желтый листок, а желто-зеленый, золотистый, оранжевый, лимонный. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить сочетание цветов, форм, величин, составляющих  сложную структуру. Например, пейзажи или натюрморты. Можно уже познакомить детей с основными жанрами в изобразительном искусстве – пейзаж, натюрморт, портрет. Естественно, до похода в музей очень важно подготовить ребенка к восприятию живописи. Нужно вспомнить или познакомить его с содержанием этих произведений, обсудить с ним сюжет, тогда он будет готов смотреть на картину. Когда вы смотрите на картину в музее, нужно обратить внимание ребенка именно на живописные красоты картины. Тогда он сможет вникнуть не только в сюжет, но и в суть картины. Нужно не только рассказывать ребенку о картине, но и самому ему задавать вопросы о том, что он видит на картине. Не удивляйтесь, если ваш ребенок увидит на картине то, чего вы не увидите, или задаст вам, казалось бы, не относящийся к делу вопрос. Очень хорошо, если после похода в музей ребенок нарисует «воспоминания». Только, пожалуйста, исключите из лексикона слова «не похоже», «плохо», «не понятно». Похвалите ребенка, даже если его рисунок не похож, покажите ему сами как можно нарисовать, а чтобы этот процесс был интересен. Такие занятия никогда не вызовут скуку, а процесс рисования станет интересным. Используйте интересные техники рисования. Вот некоторые из них.

“Монотипия”- один из способов в нетрадиционной технике рисования. Особенно удачным и целесообразным я считаю использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т. к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получение нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа  мокрым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время, а также дома, или подарить другу. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок.

Коллаж – это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Рисуя, вырезая готовые формы и создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогает достичь прекрасных результатов. В своей работе с детьми я стараюсь выбирать разные варианты в обучении изобразительному творчеству. Коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков- хороший способ для создания отдельных образов и целых картин.

26

Коллаж из осенних листьев «Золотая осень»

(коллективная работа детей старшей группы)

Пальчиковая живопись - очень интересная техника живописи. Особое удовольствие у детей вызывает пальчиковая живопись, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д.

Кляксы- другой интересный вариант неожиданностей. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку.

Крупа - богатый  материал для творчества. Любую крупу можно использовать в творчестве, стоит лишь нанести слой пластилина или клея ПВА и основа готова. А дальше творите. Посыпьте  крупой и получится цыпленок. А может быть и дерево, река или дорога.

27

«Осеннее дерево»  Сережа Ф. (4 года)

Не получается?

Некоторые дети пытаются что-то изобразить, но после неудачных попыток раздражаются, злятся и все перечеркивают, замалевывают. Не правда, ли знакомая картина? Если вы будете учить ребенка рисовать просто круг или квадрат, вряд ли это вызовет интерес, а вот если вы попросите дорисовать колеса у машины или окно у домика, то это совсем другое дело.

Причем каждый раз можно придумывать новые задания, насколько у вас хватит фантазии. Например, дорисовать ручку у чашки, украсить елочку шариками и гирляндами и т.д.

Следующим этапом можно давать дорисовывать глаза, ресницы, брови у людей.

У животных дорисовывать характерные части тела, такие как уши, хвосты, при этом обращая внимание на их формы и размеры.

Таким образом, дорисовывая, ребенок учится обращать внимание на детали и тренирует свой глазомер. Но детский рисунок это не только графические навыки, это, прежде всего выражение чувств ребенка. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство.

У детей не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах, красках и бумаге. Роль цвета в рисунках детей – огромна. С детьми надо обязательно обсуждать, какие чувства и впечатления вызывает у них тот или иной цвет, так как именно цвет стимулирует желание ребенка взять в руки фломастер или кисть и рисовать.

Полезные советы:

  • сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот надо одобрять любое проявление инициативы;
  • не приучайте ребенка к раскраскам раньше 5-6 лет. Раскрашивание уже готовых картинок притупляет творческое мышление, воображение, фантазию;
  • из рисунков отобранных самим ребенком можно сделать домашнюю выставку, повесив их на стену в детской;
  • следуйте от создания образа – к выбору средств выразительности;
  • средства выразительности подсказывают выбор темы и способа изображения.

Все дети разные. Если один ребенок может рисовать различными способами, то другому дается такое задание, которое он может выполнить, доступное и увидеть результат своего труда. Сначала обучаю детей самым простым приемам рисования, где используются карандаши, краски, восковые мелки, а далее выполняем более сложные работы пером, тушью, чернилами. Любое занятие стараюсь проводить в игровой форме. Вот некоторые из них:                           «Путешествие в страну сказки», где дети изображали сказочных персонажей, придумывали новых героев из клякс, «Морское путешествие» с приглашением капитана дальнего плавания, где дети знакомились с миром рыб и обитателями морского дна,  рисовали коллективную работу по обоям, с использованием цветных мелков, мелких камушек, которыми выкладывали морское дно, «В нашем детском саду», где дети рисовали портреты сотрудников детского сада с натуры, « Полет на Марс», где дети выпллнили коллективную композицию из цветной бумаги, и т. д. На занятия по изодеятельности приходят Королева Кисточка, братья Карандаши, мастер - Большой фантазер, которые очень увлекают, удивляют и радуют ребят своими заданиями. А в конце года  мы устраиваем персональные выставки детей, где каждый ребенок чувствует себя настоящим художником, может рассказать о своей выставке, поделиться опытом с родителями, другими детьми и воспитателями.

28

«Полет на Марс»

(коллективная работа детей старшей группы)

С каждым годом все больше и больше убеждаюсь в том, что детям интересно рисовать различными способами.  Все дети любят рисовать и мы, педагоги, должны поддерживать в них эту любовь. Не нужно стремиться навязать ребенку процесс рисования, а попытаться увлечь его этим видом деятельности. Один мудрец сказал: «Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь».

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер