Детям о народном искусстве Пензенского края. (Автор: Скиба О.А., воспитатель МДОУ «Детский сад № 14»)

На занятиях по декоративной деятельности я продолжаю обучение рассматриванию предметов искусства. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и пробуждает желание применить полученные знания, умения и навыки, развить творческие способности. Кроме того, знакомство с декоративно-прикладным искусством Пензенского края, воспитывает в детях любовь и гордость за свой народ, свою культуру, ведь полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству.

Абашевская глиняная игрушка

АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА - русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Беднодемьяновском районе Пензенской области. Возникновение промысла  игрушки возникло в 19 в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале 20 в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины. В это время складываются характерные для абашевских мастеров скульптурные приемы и особенности росписи.

7Мастерство изготовления керамической посуды и игрушек для детей живет в народе не одно столетие. Прославилась игрушка абашевская  – свистулькой. Особенно прославили село Абашево мастеровые люди - горшечники и дудочники. Больше половины жителей села кружили на гончарных кругах всевозможную посуду из глины и лепили игрушку-свистульку. В 19 - 20 вв. Абашево было ведущим гончарным центром России.В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины . Игрушки глубоко традиционны: из поколения в поколение повторяются образы домашних животных, птиц, оленей, всадников, барынь, каждый художник - мастер пропускает эти образы через себя, свою душу, в результате чего рождаются неповторимые духотворенные очеловеченные образы.

В старину изделия из глины в Абашеве обжигали в горнах - сооружениях округлой или овальной формы, выложенных из огнеупорного кирпича шириной 1,5 м и высотой 2 метра. Мастер залезал в горн, а его жена подавала ему сверху кувшины и горшки. Сверху изделия закладывали "каланчиками" (осколками битой посуды). Обжигали глинянные изделия березовыми или дубовыми дровами. После окончания обжига традиционно пекли картошку.

Лечебная глина, используемая для лепки Абашевской игрушки, и доброта, вложенная руками мастера, снимает тревогу, оберегает семью от дурного, от темных сил.

8Чудесная Абашевская игрушка не оставляет разнодушным никого: будь то посетители лаборатории из приезжих или местных жителей.Глину абашевские мастера добывали за околицей, в нескольких километрах от села. Глину смешивали с водой, добавляли немного песка, посыпали пол золой и начинали всем семейством месить глину ногами. Месили до тех пор, пока она не приобретала рабочую консистенцию. Процесс работы был тяжелым, а плата мизерной, поэтому промысел почти исчез. Одним из продолжателей традиций являлся Лорион Зоткин. Фигурки одеты в замысловатые шляпы с полями. Кроме насечек и дырочек узором служат крупные налепные  пуговицы, эполеты и т. Д. Части фигурок окрашены несколькими яркими цветами. Например, красный козел с зеленой шеей и серебряной головой или олень с зеленой передней и задней половиной, красной головой и бронзовыми рогами.

У птиц и глиняных четвероногих из Абашева почти нет ног, они представлены в виде небольших бугорков, пластических символов. Только у более крупных животных ноги сделаны по длине. Шея же, напротив, удлинена чрезвычайно. Однако, при всей условности пластического и цветового языка образ получается убедительным, узнаваемым, эстетически достоверным.

Расписана Абашевская игрушка локально, без орнаментировки. Вся поверхность игрушки покрыта сплошь однотонной эмалевой краской. И только уши, рога, мордочка глиняного животного или петушиный гребешок, шея курицы тронуты бронзой, алюминиевым « серебром», краской другого цвета. В разные цвета красятся шляпа и детали одежды барышень, мундиры глиняных солдатиков.

Абашевская игрушка бывает двух видов: глазурованная и с холодной росписью. Небольших и довольно крупных размеров всадники, олени, петухи, утки, дамы в шляпах с вдавленными насечками и политые зеленой или коричневой поливой, другие же раскрашены масляной краской и золотым и серебряным порошком.

Камешкирские резчики по дереву

9Деревянная резьба появилась в  селе Камешкире, Пензенской области в 20-30-х годах прошлого века. Но распространилась за эти десятилетия так широко, что почти каждым домом в селе можно стоять и любоваться. Тот, кто хоть раз побывал в старинном мастеровом селе Русский Камешкир, проходил по его улицам, невольно останавливался у домов, украшенных легкой, витиеватой искусной резьбой. Хозяева этих добротно срубленных изб не просто построили для себя просторное и удобное жилище, а украсили его карнизы, фронтон, фриз, ворота и калитки затейливым сказочным рисунком, тончайшим, кружевным орнаментом, заставив дерево говорить. Прекрасен ,неповторим и своеобразен этот древний ,но звучащий молодо и современно, певучий язык народного искусства.

Для камешкирских мастеров характерна  сквозная (прорезная), а иногда и наклейная художественная резьба. Массивный бревенчатый сруб завершается высоким силуэтом фигурной кровли, которую обрамляют резные причелины и подзоры. Под крышей тянутся узоры  широкого рельефного фриза, лобовая доска которого – «платок» - украшена удивительной, прекрасной в своей простоте резьбой. Здесь лист дерева и крыло птицы, роза 10с расходящимися от нее лучами, опрокинутые к низу зубчики, сердечки -луковички, подвески, хрупкие цветочки- венчики, тонкая деревянная  вязь с задумчивым плавным ритмом сплетающихся линий.

Каждое окошко, светло и весело смотрящее в мир, у камешкирских умельцев словно девица в расшитом старинном кокошнике и дорогих серьгах из серебра.

Ворота и калитки тоже зачастую представляют сплошной резной ковер мастера придают декоративную форму и деталям лестниц, крылец, галерей, покрывая их рисунком.

В деревянной резьбе , что украшает дома Русского Камешкира, преобладает растительный орнамент- переплетенная ветвь, цветы, розетковое изображение солнца, отголосок тех далеких времен, когда люди поклонялись могучему и доброму божеству Яриле.

Узоры выполняли в древности функцию оберегов. Оказываясь беспомощным перед природной стихией, хозяин дома старался как-то защитить, оберечь свою семью, свой дом и хозяйство оберегами, силуэтами, обладающими по его понятиям, магическими свойствами. Таких оберегов было много.Засека, Петушок, Музей народного творчества, турбаза на истоках Хопра — все это работы Сорокиных, уникальные резные памятники архитектуры.

За околицей села расположен Родник Белый ключ. Это  гордость всего Камешкирского района Пензенской области. Преобразился любимый тысячами людей источник всего за 1,5 года. Над бьющими из-под земли ключами появились украшенные искусной деревянной резьбой срубы. Обустроена раздельная купальня, беседка с раздевалками. В водоёме, где бьют мощные родники, было сделано углубление.

11

Михайловская соломенная кукла

Когда-то в давние времена соломенное рукоделие широко было распространено в русских деревнях. Мастерили соломенные игрушки и  в нашей области. Фабричные городские игрушки были недосягаемыми для  крестьянских детей. Вот и приходилось родителям радовать их игрушками – самоделками. Из нехитрого подручного, а вернее подножного материала матери « вертели»  куклы , а у кого в таком деле кокой- нибудь талант объявлялся , к выдумке склонность и в пальцах мастеровитость – тот свое творчество и на продажу. Из соломы делали куклы, шкатулки, сумки, декоративные маски, предметы церковного обихода.

Для соломенных изделий нужна свежескошенная солома, которая сутки отмачивается в воде. Затем мастерица берет небольшой (30-40 соломинок) пучок, сильно натягивает его и энергично свивает в большой крепкий, тугой жгут, перегибаемый пополам.

Теперь только остается сделать «шею» и « талию», « руки» и ровно постричь края платья. Соломенную красавицу можно одеть.Екатерина Константиновна Медянцева одна из основательниц этого искусства, сплетет из соломок косу, две ленты на сарафане _ вертикальную и круговую по подолу, потом оденет в лапоточки, в руку корзиночку вложит- тоже из соломки.

Русская красавица подносит хлеб- соль, удалые ямщики из композиции» русская зима» приглашают прокатиться красивых девиц. Поражает точностью отделки соломенная тройка, телеги тоже сплетены из соломы, и все у них как настоящее: сбруя, хомут, оглобли, колеса и оси и даже втулки.

Куклы Е.К. Медянцевой все разные : одни задорные , другие лукавые, третьи- грустные. Вызывают улыбку персонажи сказок: баба-яга с длинными модными волосами и с помелом в руках, черт, лихо играющий на балалайке, деревенские кумушки, повстречавшиеся у колодца. Ее работы находятся в выставочном музее в г.Москве.

Никольский хрусталь

12Вдали от столицы, в городке Никольске Пензенской области народные умельцы основали особый способ украшения хрустальных изделий. Они могли сделать огранку (широкую полированную грань), гравировку (неглубокий матовый рисунок), резьбу (глубокие борозды различного сечения, образующие алмазную грань), так отшлифовать изделие . Что оно могло покорить каждого своей родниковой прозрачностью , ярким блеском, тонким красивым звоном и радужной переливчатой игрой света.

Умельцы Никольского завода первыми в России разгадали секреты  венецианских мастеров. Их изделия из стекла сразу можно отличить от других: по стенкам разноцветными спиралями бегут нити, причудливое переплетение которых и создает яркую красочную картину.

Особенно больших успехов Никольские мастера достигли в изготовлении прозрачного цветного стекла – фиолетового, красного, бирюзового, синего, желтого, зеленого, молочно- белого. Его варил первый мастер завода Иван Вершинин. О высоком художественном вкусе и профессиональном мастерстве свидетельствуют те немногие предметы, которые сохранились и находятся в Эрмитаже, Русском музее, Павловском дворце, в Государственном историческом музее Москвы.

Шедевры стеклоделия – 12 стаканов Александра Вершинина.

Между двойными стенками стаканов представлены разнообразные сцены из жизни деревни и детали усадьбы Бахметьева с парком и прудом. В парке гуляют гости – кавалеры и дамы , а чуть вдали – фигуры играющих детей. На ветках деревьев сидят разнообразные  птицы. В пруду плавают гуси , утки, а на противоположной стороне  виднеются крестьянские избушки , вдали пасется стадо , охраняемое пастухом и подпаском . Верхний поясок украшен гирляндой дубовых листьев , написанной золотом по черному фону. При создании стаканов мастер проявил себя не только как художник – минитюарист, но и как изобретатель.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер