«Экологическое воспитание детей в образовательном пространстве г.Заречного»

23 сентября 2010 г. в Детском эколого-биологическом центре г.Заречного Пензенской области прошел семинар «Экологическое воспитание детей в образовательном пространстве г.Заречного» (для педагогов дополнительного образования естественнонаучной и эколого-биологической направленностей, учителей биологии, заместителей директоров по воспитательной работе).

В семинаре приняли участие представители (21 чел.) пяти школ, трёх учреждений дополнительного образования, Департамента образования г.Заречного, Пензенского института развития образования.

Галина Михайловна Долманова, директор Детского эколого-биологического центра, рассказала собравшимся:

 

  • о системе экологического воспитания не только детей, но и взрослых, сложившейся в Заречном;
  • о концепции непрерывного экологического образования и просвещения населения Заречного;
  • о проекте долгосрочной целевой муниципальной программы непрерывного экологического образования и просвещения населения города Заречного.

Целью программы является: создание комплекса условий для формирования экологической культуры жителя города Заречного.

Достижению цели способствует решение следующих задач:

  • пропаганда экологических знаний во всех возрастных группах населения города Заречного;
  • формирование экологической компетентности населения города;
  • расширение межрегионального сотрудничества по вопросам экологического образования и просвещения;
  • развитие системы информационно-методического обеспечения населения города по вопросам экологии;
  • снижение влияния асоциальных факторов на экологию города.

Программа включает в себя 4 направления:

  • экологизация образования населения города;
  • экологизация воспитательной среды;
  • улучшение состояния городской окружающей среды;
  • информационная поддержка реализации программы.

Экологизация образования включает в себя проведение семинаров, конференций по проблемам экологического образования и воспитания с выпуском сборников, разработка и распространение методических пособий по экологическому воспитанию, проведение онлайн-викторин, онлайн-зантяий, участие представителей молодёжи города в конкурсах экологической направленности различного уровня.

Экологизация воспитательной среды подразумевает проведение фестивалей, конкурсов, турниров, НПК, олимпиад, акций, сбор макулатуры, вторсырья, проведение смотров-конкурсов среди ОУ на лучшую организацию работы по экологическому воспитанию, организация эколого-биологических экспедиций, экскурсий по городу и т.д.

Улучшение состояния городской окружающей среды предусматривает вовлечение жителей города в мероприятия экологической направленности, охрану памятника природы «Зареченский лес», поддержание в надлежащем состоянии территории родника «Отдых» и др.

Информационная поддержка реализации программы включает в себя: проведение ряда социологических исследований по проблемам экологии в городе; размещение социальной рекламы на рекламных щитах возле подъездов жилых домов, школ, высших учебных заведений, аптек, остановках общественного транспорта; изготовление и демонстрация  по КВК  видеороликов на экологическую тематику; выпуск памяток, листовок, буклетов экологической направленности; организацию общественных дискуссий.

Нина Владимировна Щетникова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Детского эколого-биологического центра, поделилась опытом работы МОУ ДОД ДЭБЦ по подготовке воспитанников учреждения к конкурсам разного уровня и направленности.

Основной целью, стоящей перед Центром, является организация деятельности образовательных учреждений города в деле воспитания экологической культуры детей посредством реализации дополнительных образовательных программ и систему массовых мероприятий.

Обучение в Центре дети начинают преимущественно с 6 лет. Им предлагаются программы экологической направленности: «Академия природы», «Юный эколог», «Друзья природы», позволяющие малышам развивать интеллектуальные и творческие способности; для подростков среднего звена представлены образовательные программы: «Орнитолог», «Юный зоолог», «Путешественник», методически выстроенные так, чтобы увлечь, заинтересовать детей определенной экологической проблемой. Решая которую, дети определяются, какой науке себя посвятить.

Образовательные программы: «Общая биология», «Анатомия человека», «Зоология позвоночных животных» «Современная экология», «Биохимия», «Микробиология», дополняющие школьный базисный уровень новыми научными сведениями и фактами, способствующими повышению познавательного интереса воспитанников в Центре – адресованы учащимся старших классов, выбравших естественный профиль обучения, желающим поступить в вузы.

Большую роль в экологическом образовании школьников играет база Центра: мини-зоопарк, в котором размещены животные, птицы, рептилии; ботаническая лаборатория с разнообразными зелеными насаждениями; зал экологических экспонатов, где выставлены предметы из  разных уголков нашей планеты; зал художественного творчества с лучшими работами педагогов и их учеников - используются в учебном процессе. В городской олимпиаде по биологии для 5-8 классов мини-зоопарк применяется  как пособие на практической части.

Ежегодно воспитанники от 5 до 17 лет посещают объединения по интересам, участвуют в природоохранных акциях, конкурсах, тематических мероприятиях, что способствует решению поставленных перед Центром задач по экологическому образованию, воспитанию и развитию детей.

Родители детей младшего звена активно участвуют в игровых программах, решении познавательных и увлекательных задач, экологических экскурсиях. В игровой ситуации ребенок воспринимает взрослого как партнера по игре. Воспитанники и их родители вместе занимаются продуктивной творческой деятельностью, каждый ребенок ощущает себя уверенно и комфортно.

Родители детей среднего и старшего звеньев включаются в деятельность Центра, организуя походы или экспедиции.

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.

Раннее приобщение детей к исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности на занятиях по изучаемой дисциплине.

В учреждении накоплен опыт организации проектной деятельности с детьми среднего и старшего возраста.

В рамках городской программы «Слагаемые успеха» был осуществлен проект «Яблоневый сад» с целью формирования активной гражданской и нравственной позиции у детей.

Определились приоритетные направления  деятельности объединений эколого-биологического профиля. Прежде всего, это научно-исследовательская деятельность учащихся, результаты которой подводятся на городских, областных, Всероссийских олимпиадах и научно-практических конференциях юных исследователей окружающей среды.

Осваивая образовательные программы, участвуя в исследовательской, природоохранной деятельности юные экологи в течение всех лет развития Центра становились победителями в различных номинациях научно-практических конференций, детского творчества «Зеркало природы» и «Мир заповедной природы». Достойно представляли город на областных, Всероссийских и Международных слетах и конкурсах.

В Центре в рамках экологических недель стали традиционными творческие конкурсы городского уровня: Осенний вернисаж», «Красная книга Пензенской области», «Арт-шоу», помогающие раскрыть индивидуальность, изобретательность, вызывающие у ребят положительные эмоции, радостное настроение, неисчерпаемые заряд духовной энергии, состояние уверенности, дающие возможность самовыражения и творческой самореализации. Такие формы мероприятий способствуют благоприятному развитию межличностных отношений.

Дополнительное образование играет большую роль в подготовке к конкурсам, потому что создается благоприятная среда, позволяющая ребенку самоутвердиться, поверить в свои силы, в возможность преодолевать препятствия и трудности, оценить себя по объективным критериям, повысить свою самооценку, стать полноправными гражданами своего общества.

«Мозговой штурм», проведенный с участниками семинара, позволил его организаторам определиться с мероприятиями, которые необходимо включить в ДЦП непрерывного экологического образования и просвещения населения города Заречного.

Для молодежи: флеш-мобы на улицах города по экологическим проблемам; он-лайн-форум на городском экологическом портале; посадка деревьев родителями с детьми; «дворовые» экологические акции; шефство молодёжи предприятий города за рекреационными зонами города; «Эко-граффити» - фестиваль настенных рисунков, «Эко-коктейль» - безалкогольные вечеринки с дегустацией, например родниковой воды; разработка «эко-пояса» Заречного (чистых и ухоженных мест в городе) и др.

Для старшего поколения по безопасности жизнедеятельности в экстремальных условиях: интерактивный опрос по ТV, рубрики «ОБЖ для всех» или «Выживание по-Зареченски» в СМИ, буклеты, рекламные баннеры, эколого-просветительские пункты по городу (с привлечением специалистов МЧС, медиков, психологов. природоохраны); лектории в библиотеках по городским и глобальным проблемам окружающей среды; «минутки-заставки» по КВК и др.

Ольга Николаевна Пономарёва, проректор по науке и инновационной работе ГБОУ ДПО «Пензенский институт развития образования», доктор педагогических наук, профессор, рассказала о диагностике результатов экологического образования.

Диагностика экологической компетентности включает отслеживание уровня освоения учащимися системы знаний и умений (интеллектуальных и общеучебных). Показатели системности знаний и формирования опыта способов деятельности школьников:

  • объем и осмысленность знаний;
  • уровень освоения знаний и их качество;
  • прочность усвоения знаний;
  • умения применять знания в репродуктивной и творческой деятельности;
  • гибкость и критичность мышления.

По каждому критерию экологической компетентности приведены различные типы вопросов и заданий, как для устной, так и письменной проверки.

Анкетирование по итогам семинара показало, что большинство присутствовавших тема и содержание семинара не оставили равнодушными. Были отмечены доступность, четкость, научность материала. Предложено регулярное проведение семинаров и обмена опытом по экологическому воспитанию.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер